Нетрадиционные источники УВ: генезис, закономерности, методы прогноза, поисков и освоения > Сланцевая революция: мифы и реальность

Перспективы "сланцевой революции" в России

<< < (2/76) > >>

Шевченко Николай Борисович:
Ахмет Иссакович, не хочется повторятся.
На форуме angi.ru уже подискутировали об образовании подобных воронок

http://angi.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=5325&start=0
Ученые: Гигантская воронка на Ямале появилась не из-за метеорита.

 ::)

Карпов Валерий Александрович:
Немного истории...

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_88232.html

ДЕЛОВАЯ ПРЕССА

ИВАН НЕСТЕРОВ: "НЕФТЬ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!"
Несмотря на то, что все мы сейчас живем, как в сказке (в том смысле, что чем дальше, тем страшней), есть еще люди, которые верят в светлое будущее России в целом и Западной Сибири в частности, и даже хотят доказать это с помощью научных выкладок и с чертежами в руках.
Так, легендарный геолоразведчик и ученый Иван Иванович Нестеров, приехавший в наш город по приглашению Сургутского историко-культурного Центра "Старый Сургут" и Северо-Сибирского книжного издательства, на встрече с журналистами дал такие прогнозы залежам нефти в нашем регионе... десять миллиардов тонн. Это приблизительно в пять раз больше существующих на сегодняшний день официальных оценок, поэтому Иван Иванович Нестеров сам признается: "Сегодня мне никто не верит".
И тем не менее заведующий кафедрой геологии, нефти и газа Тюменского нефтегазового университета, глава Тюменского научно-исследовательского института геологии и природных ресурсов, академик Международной академии минеральных ресурсов, лауреат шестнадцати различных научных премий и прочая, прочая, прочая (перечислить все титулы этого человека очень сложно) Иван Нестеров не собирается сдаваться и готов доказывать правильность своих научных предположений.
Еще 30 лет назад он пообещал открытие десяти новых Самотлоров, примерно в то же время одна из его научных статей, неправильно интерпретированная одной шведской фирмой, спровоцировала крупный международный скандал.
Шведы сообщили, что русский ученый оценивает залежи одного из нефтяных месторождений в Западной Сибири - Салымского - в 620 миллиардов тонн! Американские промышленники кричали: "Этого не может быть!", но акции нефтяных компаний упали в цене, и сотрудники комитета государственной безопасности СССР выясняли, кто распространил по миру такую информацию.
Он утверждает, что Политбюро пыталось выступать против расширения геологоразведочных работ в Западной Сибири, но после беседы с ним, Нестеровым, все ограничения были сняты.
Был случай, в КГБ из министерства нефтяной промышленности пришло письмо с просьбой посадить Нестерова и известного геолога Салманова за разглашение государственной тайны. И в то же время на протяжении всей жизни ученого Нестерова окружающие часто сомневались в его словах и иногда даже считали его великим фантазером.
Но тем не менее многие предположения ученого сбылись, пусть пока не в полном объеме. Присутствующий на встрече с Нестеровым Валерий Карпов - главный геолог управления поисково-разведочных работ ОАО "Сургутнефтегаз" - признал, что запасы Федоровского месторождения оказались больше, чем считалось раньше, и что здесь продолжают находить новые нефтяные пласты, так что в какой-то мере слова Нестерова о "самотлорах" сбылись.
Что же касается обещанных Нестеровым десяти миллиардов тонн нефти, то дело все в том, считает ученый, что необходимо просто найти новые способы добычи нефти. В нашем регионе очень много месторождений (и даже Сургут, по словам ученого, стоит на огромном нефтяном пласте), но чтобы добыть нефть из известного месторождения Баженовской свиты, необходим новый подход и качественно новое бурильное оборудование.
И это не просто рекомендации, и не просто научные открытия. Разработки такого оборудования (нечто вроде перфоратора-автомата) уже проведены, и сейчас проект находится в стадии переговоров с конструкторами Ижевского оружейного завода, которые готовы доработать и изготовить опытную модель.
"Через два-три года при условии достаточного финансирования мы создадим этот прибор", - сказал Иван Нестеров. А кроме того, ученые института готовы сделать качественно новую газлифтную установку, в работе которой будет использоваться попутный газ. "Это противоречит существующим принципам нефтедобычи, но это так", - говорит Иван Нестеров.
Однако проблема финансирования на сегодняшний день стоит достаточно остро. Как говорит ученый, его разработками уже интересовались представители нефтяной компании "Юкос", но он не хотел бы работать на "московскую" компанию и готов предложить свои идеи руководству ОАО "Сургутнефтегаз". Правда, пока ни встретиться с генеральным директором компании Владимиром Богдановым, ни поговорить с ним по телефону Ивану Нестерову не удалось. Так что доказать свою правоту и важность революционного метода в нефтедобыче с чертежами и цифрами Нестерову не удалось.
Присутствующим на встрече немногочисленным специалистам из Сургунефтегаза ни подтвердить, ни опровергнуть слова ученого о новых способах добычи, о новом оборудовании не удалось.
 Валерий Карпов подтвердил, что они пробурили в Бажене несколько пробных скважин. "Но если мы будем разрабатывать только Бажен, - сказал он, - то Сургутнефтегаз останется без штанов".
О технологии веерного гидроразрыва, о которой также говорил Нестеров и которую также применяют геологи Сургутнефтегаза, Валерий Карпов сказал: "Она не всегда дает положительный результат". А самая большая проблема геологов на сегодняшний день, утверждали специалисты, - отсутствие точной методики нахождения пластов. На сегодня нет методов локального прогноза.
"А такие методики не будут нужны, - заявил Нестеров, - новая технология, которую мы хотим предложить, позволит добывать нефть в любом месте при условии соблюдения технологии". И как бы неправдоподобно это ни звучало, Иван Нестеров утверждает, что его ноу-хау уже высоко оценены многими экспертами.
Встреча с ученым была приурочена к сорокалетию открытия первого Усть-Балыкского месторождения на территории Сургутского района. Пожалуй, пройдет еще лет сорок, пока мы сможем наконец понять, насколько правдивы оказались прогнозы ученого об еще одном "начале" большой нефти в Западной Сибири. /"Новый город" (Сургут), 27 октября /2001.

Что изменилось?

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Сланцевый газ: протест мировой общественности

В мире ширится движение протеста против сланцевого газа. Для его добычи применяется технология гидроразрыва пласта (ГРП), или фрекинг, при котором химикаты закачиваются под землю. Этот метод, по мнению многих экспертов, может нанести непоправимый ущерб окружающей среде.

США впервые начали применять ГРП в качестве эксперимента в 1947 году,  первое коммерчески успешное применение этого метода состоялось в 1949 году. В 2012 году два с половиной миллиона операций с применением ГРП были проведены по всему миру на нефтяных и газовых скважинах, из них более одного миллиона на территории США.

Первый шаг к сланцевому буму в США произошел в 2005 году, когда Ричард (Дик) Чейни, тогдашний вице-президент США и бывший владелец компании Halliburton Inc., сумел убедить американский Конгресс принять закон о выводе процесса ГРП из-под непосредственного надзора Агентства охраны окружающей среды США (EPA), осуществляемого в рамках Закона о безопасности питьевой воды. Тогда и было получено разрешение закачивать под землю химикаты в непосредственной близости от источников питьевой воды.

Следует отметить, что Дик Чейни является одним из наиболее влиятельных неоконов, стремящихся не допустить усиления позиций России в мире — в частности, предлагая разработку месторождений сланцевого газа и его экспорт в качестве альтернативы поставок российского газа странам Западной Европы.

Ожидания быстрой отдачи от «сланцевой революции» не оправдались, отмечают американские экономисты, не произошло и прогнозируемое снижение цен на энергоресурсы. Не были выполнены и обещания президента США удвоить экспорт газа.

В то время как нефтегазовые корпорации тратят миллионы на продвижение технологий ГРП, оказывающих губительное воздействие на окружающую среду, чтобы защитить свою прибыль и противодействовать росту мирового спроса на чистые, возобновляемые виды топлива, в мире крепнет и развивается общественное движение, ставящее своей целью защиту глобальных ресурсов всех стран от применения вредных технологий фрекинга.

Ярким примером такого рода протестных настроений может служить ситуация в Северной Ирландии. Правительство Великобритании дало разрешение на применение в районе Белку технологий фрекинга для разработки месторождений сланцевого газа, которые расположены по обеим сторонам границы между Великобританией и Ирландской республикой. Правительство Ирландии приняло другую точку зрения от британских властей и инициировало проведение исследовательских работ, чтобы выяснить, как технологии ГРП могут повлиять на жизнь обычных людей и особенно на местные водные ресурсы. Жители приграничных населенных пунктов обеспокоены тем, что их водопроводная вода будет загрязнена, если в Северной Ирландии начнется бурение скважин.

В 2012 году в мире возникло широкое общественное движение, получившее название Global Frackdown, в котором принимают участие люди из более чем 20 стран. Движение бросило вызов нефтяным и газовым корпорациям и протестует против ГРП, считая его рискованным методом, при котором миллионы галлонов воды, песка и химикатов используются для того, чтобы вскрыть сланцевые породы глубоко под землей для разработки ранее недоступных месторождений нефти и газа.

За два года своего существования движению удалось добиться значительных успехов. В результате работы активистов движения в США был принят закон о запрете фрекинга в г. Логмонт в Колорадо и в штате Вермонт, комиссия по исследованию бассейна реки Дэлавер ввела мораторий на ГРП в этом регионе. В Европе Франция и Болгария запретили ГРП, невзирая на интенсивный прессинг со стороны местной промышленности. В Нидерландах и в Чехии был введен мораторий на применение технологий фрекинга. Активисты движения призывают к введению подобного моратория во многих других регионах Европы. Был проведен референдум по вопросу допустимости применения ГРП в Румынии, и 90% его участников проголосовали против этих технологий. Движение поддерживает общественные организации в Аргентине, Тунисе, Алжире, Марокко и Египте, активно протестующие против фрекинга.

Под давлением активистов движения ЕС принял решение провести исследование рисков, связанных с применением технологий ГРП. Удалось также убедить 262 членов (более трети) Европейского парламента проголосовать за введение немедленного моратория на разработку месторождений сланцевого газа.

Global Frackdown призывает заинтересованных граждан всего мира принять участие в дне действий 11 октября 2014 года и обратиться ко всем странам выступить в защиту развития чистых, возобновляемых источников энергии, против сжигания загрязняющего окружающую среду ископаемого топлива, которое может повлечь за собой катастрофическое изменение климата.

Участники движения будут организовывать мероприятия в своих странах, чтобы противостоять применению ГРП и принять совместное заявление, призывающее к запрещению фрекинга во всем мире и инвестициям в развитие экологически чистой энергетики.

Ссылка: Информация 140906(2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140906.html

Карпов Валерий Александрович:
Вчера в ГКЗ состоялась очередная попытка приблизиться к методике подсчета запасов УВ в бажене (кстати, соисполнитель проекта - ЦГЭ). Приближение некое, по мнению многих, состоялось, но до методики еще далеко. А академик Конторович А.Э. признал: "55 лет я занимался баженом неправильно." И объявил, что для решения этой задачи необходимо объединение всех творческих сил России: Академии, отраслевой науки, компаний и т.д., обозначил готовность возглавить этот процесс.
Что могут предложить неорганики?

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Неорганики могут все. И предлагают.

Я, например, недавно (25-26) участвовал в 5-м Всероссийском Совещании по "Стратегии организации геолого-разведочных работ в Российской Федерации" (организаторы МПР Роснедра и ВНИГНИ, председательствовали В.А.Пак, А.И.Варламов и А.Э.Конторович).
Так вот, А.Э.Конторович, действительно никогда не верил в перспективы бажена, а сегодня в этом признался и готов возглавить движение. Он никогда не верил в нефтегазоносность фундамента, сегодня он (его институт) участвует в тематике МПР Роснедра по обоснованию перспектив нефтегазоносности фундамента Западной Сибири. Как то нехорошо получается, ради денег уважаемый академик готов и от принципов отказаться?, или органические принципы таковы, что их можно менять без оглядки.

Мой доклад был на тему: Концепция проведения геологоразведочных работ в Российской Федерации на основе  реализации проекта «Глубинная нефть», предлагались в том числе и пути решения баженовской проблемы.

На совещании шла речь о создании в ЗС полигона "Бажен", где и необходимо объединение всех творческих сил России (что и хочет возглавить известный академик).

Незадолго до этого в СПб докладывал эту же тему для специалистов Газпром-нефти, обсуждаем возможность постановки наших работ на Приобке.

Наш подход прост: от слов к делу и реализован в качестве технологии. Мы на потоке делаем проекты по математическому моделированию напряженно-деформированного (НДС) состояния горных пород (программная среда – ANSYS и его отечественные аналоги и модули), выполняемые по сейсмическим проектам (в границах кубов МОГТ-3D, ЛУ по данным МОГТ-2D или отдельным профилям), связанным со сложным геологическим строением изучаемых объектов.
Работы позволяют выделить области (в плане) и интервалы (в сечении) относительного растяжения и сжатия, повышенной трещиноватости и разуплотнения для прогноза фильтрационной неоднородности и анизотропии трещинных сред по 6-ти расчетным компонентам напряжений для 3-х мерного пространства куба на глубину сейсмической записи.
Результаты математического моделирования НДС горных пород комплексируются в среде DV-Geo (программа ЦГЭ) с прогнозными картами эффективных нефтенасыщенных толщин по сейсмическим атрибутам и позволяют по опыту работ на разрабатываемых месторождениях прогнозировать контура ВНК на поисковых площадях.
Целью и основными задачами исследований является разработка математической модели напряженно-деформированного состояния горных пород на ЛУ Заказчика для выделения зон относительного сжатия, растяжения, повышенной трещиноватости и разуплотнения. По опыту работ эти данные востребованы сегодня при обосновании местоположения поисково-разведочных и эксплуатационных скважин, при проектировании геолого-технических мероприятий (зарезка боковых стволов, выбор местоположения скважин и прогноз параметров ГРП, проектирование ориентированных стволов скважин и системы ППД), при составлении проектов по освоению сланцевой нефти (газа), при работе с объектами в фундаменте и в «аномальным бажене», при проведении других рисковых мероприятий.

Вся идея состоит в том, что мы прогнозируем так называемые "SweetSpots" - высокопродуктивные участки нетрадиционных (низкопроницаемых, трещинных сред, по нашему) коллекторов и ориентируем Заказчика на работы с локализованными ресурсами, связанными с восходящими глубинными флюидопотоками на телах сдвигов, а не с рассеянными, связанными с фоновым насыщением пластов за пределами зон локализованной разгрузки. В этом смысле нам с органиками не по пути, пусть они свое Сорг считают и моделируют термическую историю бажена, а мы будем нефть искать.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии