Нефтегазоносность осадочных бассейнов: новое видение перспектив, пути реанимации "старых НГБ" > Западная Сибирь: история освоения, современное состояние, перспективы развития

Западная Сибирь: вчера, сегодня, завтра центра нефтегазодобычи России

(1/83) > >>

Тимурзиев Ахмет Иссакович:

Источник: http://www.rosneft.com/photo/001/pic70.jpg

Западная Сибирь - основная ресурсная база и центр нефте- и газодобычи России. По сути, Западная Сибирь - это полигон, где могут быть отработаны все концепции и технологи поисков, разведки и освоения глубинной нефти. Стоит вспомнить и историю ее освоения, и современное состояние нефтегазодобычи, и перспективы развития ее ресурсной базы и геологоразведки.

Сегодня, в связи с модой на нетрадиционные ресурсы и происходящей в мире "сланцевой революцией", в Западной Сибири вспомнили о несметных нефтяных богатствах баженовской свиты. Пришло время отдать долги незаслуженно забытой "баженовке", к освоению которой органики подступались неоднократно, но революционных результатов не добились. Сегодня есть вероятность того, что вновь наступят на грабли, ведь сам А.Э.Конторович решил возглавить в нашей стране "баженовскую революцию". Не завидую я нефтяникам, он и его органическая свита обуют, разденут и оставят ни с чем все подсевшие на "органический дурман" компании. Правда, сделают это очень технично, на высоком научном, программном и технологическом уровне. Откровенно оставят без портков, потому что искать "Sweet Spots" в "аномальном бажене", как впрочем и любых нормальных породах, они не умеют, а мучиться с "нормальным баженом" себе в убыток - такое посильно только с американской бездонно накачиваемой долларами и ни чем не обеспеченной экономикой.

В Западной Сибири есть огромный, неисчерпаемый и неразведанный нефтегазовый потенциал фундамента - абсолютная альтернатива баженовской нефти, но органики боятся фундамент, для органиков фундамент - это красная тряпка, это "терра инкогнито", некое зазеркалье, где известные им законы не действуют, где они слепы (ничего не видят, фундамент для них - пустыня, безжизненная среда), глухи (не слышат и не воспринимают факты и аргументацию неоргаников) и немы (отмалчиваются, или искажают факты и скрывают правду). Правда, ради денег, даже А.Э.Конторович готов обосновать перспективы нефтегазоносности фундамента Западной Сибири, что он "успешно" сейчас и делает в рамках распила бюджетных средств по линии Роснедра. Понятно обоснует, там же и триас-палеозойский комплекс, лживо названный переходным, дабы объяснить его нефтегазоносность, при этом забывая, что стадия катагенеза ОВ в этом комплексе зашкаливает и "нефтематеринские" толщи здесь давно (в доюрское время) реализовали свой потенциал, а залежи ими "рожденные", были разрушены в предъюрский этап (герцинская фаза) диастрофизма. Есть и другая возможность: обосновать перспективы нефтегазоносности фундамента нисходящей миграцией из осадочного чехла или боковой миграцией на выступы фундамента из прогибов того же чехла. Опять же, результат подадут в красивой оболочке бассейнового моделирования, товар будет качественный , но не пригодный для употребления - пустышка, имитация. Результат не говорящий ни о чем, ни до, ни после этой работы представления на перспективы нефтегазоносности фундамента не изменятся, они не увеличатся и не уменьшатся, они останутся "терра инкогнито". Зато деньги освоят и многие ученые и целые институты продолжат безбедное существование и дальнейшее проедание бюджетных средств: ничего личного, наука ради науки, при этом жертвой выступает наука, которая в условиях административного диктата не способна развиваться, а только гибнет.

Есть другие болезненные точки, которыми страдает Западная Сибирь, вопросы ее изучения и освоения далеки от гармоничных, а еще долго матушка наша Русь кормиться будет ею, многострадальной. Думаю, участники форума приведут свои аргументы и поделятся своими наблюдениями и практическим опытом.

Карпов Валерий Александрович:
         Общеизвестно, что   Россия     находится  в    первой   десятке   стран с крупнейшими     запасами    углеводородов (УВ), и это,  прежде      всего  благодаря Западной Сибири.
Структура начальных  суммарных ресурсов  в соотношении c их текущим состоянием  не безупречна. Кратность запасов  в рассматриваемом регионе  составляет около 20 лет (по России – 47 лет), а изученность лицензионных участков уже  составляет  сейсморазведкой  в среднем 0,5-1,0 км/км2  и  бурением 30-40 м/км2.
          Существует мнение, что в Западной Сибири уже не может быть неоткрытых ресурсов, и это   относится к  большинству лицензионных участков (по степени их изученности). Хотя в целом здесь  изученность бурением раза в 3 меньше, чем в Республике Татарстан, а по изученности сейсморазведкой она стоит на 20 месте, т.е. восполнение ресурсной базы, казалось бы, в первую очередь должно проводиться за счет вовлечения  недропользователями новых лицензионных участков. Есть, к тому же, месторождения, не разрабатываемые в силу их нерентабельности (мелкие по запасам, удаленные от инфраструктуры, сложные по геологическому строению и свойствам нефти). К активным запасам (категории АВС1) относятся 15-25% от разведанных, при этом, на разрабатываемые месторождения, имеющие инфраструктуру, приходится 90-95% текущих извлекаемых запасов, к подготовленным к разработке с необходимой инфраструктурой, не введенным в эксплуатацию 3-7%. Доля новых месторождений с отсутствием инфраструктуры составляет 2-5 %. Эта группа (вместе с нераспределенным фондом) должна являться основным источником компенсации падения добычи нефти, но вряд ли она способна выполнить эту функцию.
Как известно, коэффициент успешности ГРР на нефть и газ в разных регионах варьирует в пределах 0,15-0,5. В Западной Сибири он составляет порядка 0,4, что отражает не самое плохое положение  с результативностью, если не учитывать, что в целом эти цифры достаточно ярко иллюстрируют кризисное состояние геологоразведки, начавшееся не сегодня.
Резкое снижение темпов ГРР на нефть и газ за счет ставки ВМСБ после 1992 года вызвало столь же резкое сокращение прироста запасов. Это заставило недропользователей  искать свой выход из положения, в том числе (помимо использования сил подрядчиков) - создание собственного геологоразведочного подразделения (ОАО «Сургутнефтегаз») и, в конечном счете, в целом добиться объемов ГРР, адекватных на какое-то время потребностям  и уровню вовлечения новых лицензионных участков(И.М.Кос, В.А.Карпов, В.П.Санин, В Ф.Никонов. Геолого-разведочные работы и перспективы их развития. В сб. «Нефть Сургута». М. 1997.)                                                                                                                         
Предполагается, что достигнутые объемы ГРР в ближайшее время вряд ли могут быть  увеличены, т.к. общепризнано, что «сливки уже сняты» - наиболее перспективные объекты (земли) распределены (за редким исключением). Оставшиеся участки либо бесперспективны, либо слабо изучены, либо сложнопостроенные, где невозможно обеспечить высокую эффективность. Дальнейшее вовлечение в изучение новых земель, как правило, сопряжено с общей глинизацией разреза, уменьшением  числа нефтеперспективных пластов, усилением неструктурного фактора при формировании ловушек.
 Переход к лицензированию по «лоскутному» сценарию привел к распаду системы сплошного геологического изучения, тематических (академических) обобщений и анализа всей суммы знаний, исчезновению из этой системы целого этапа (регионального изучения провинций). В результате не обеспечивается главное и очевидное условие эффективного ведения ГРР – переход от общего к частному – к локальному прогнозированию, как не обеспечивается другое фундаментальное условие – создание целостной картины геологического строения провинции, области, региона на основе полученных новых результатов на различных лицензионных участках разными недропользователями.
Очевидно, что устойчивое развитие нефтяного комплекса в Западной Сибири в дальнейшем во многом зависит от состояния ресурсной базы. Поскольку расширение площадей изучения  на первый взгляд не обещает открытия новых крупных месторождений, прироста значительных запасов, постольку остается признать необходимость целенаправленного поиска новых ловушек на больших глубинах. (Карпов В.А. Состояние и перспективы развития нефтегазопоисковых работ в Западной Сибири. Геология нефти и газа. 2012, №3.с.2-6.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
     .

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Хорошая подборка, Валерий Александрович, по состоянию дел с ГГ изученностью, обеспеченностью ресурсов и перспективами ГРР в Западной Сибири. Картина складывается далеко не оптимистичная, учитывая что на ЗС возлагается основная нагрузка по реализации государственной программы развития ТЭК страны до 2030 года. Программа составленная под руководством академиков Конторовича и Дмитриевского со всей очевидностью не будет реализована, это видно даже на примере ЗС. Академики, правда к тому времени будут почивать на заслуженном отдыхе, а правительство и экономика страны будет в конвульсиях испрашивать у нефтяников и нефтянки валютных поступлений.

Вот и Вы, Валерий Александрович, в своем "органическом заблуждении" не видите перспектив развития ТЭК ЗС. Без смены парадигмы нефтяной геологии, развитие ее, равно как и основанной на ее научных прогнозах, нефтянки в стране и ЗС, в частности, невозможно.

Вы скажете, фундамент даст новую жизнь ЗС, теперь это модно повторять после наших лидеров (Кудрявцев, Порфирьев, Кропоткин), мода берет вверх, даже академик Конторович не гнушится сегодня искать нефть в фундаменте ЗС, а за деньги и свинья будет лаять. Таковы реалии новой экономической политики России. Время перевертышей и беспринципности.

А Западная Сибирь будет прирастать фундаментной и присдвиговой нефтью (есть и другая нефть, о которой мы пока не говорим). Где искать и как искать знаем мы - неорганики, знание наше и технологии основаны на идеях неорганического  происхождения нефти и газа.

Все дороги ведут в Рим, Третий Рим - это Москва, а Москва - это Кудрявцевские Чтения (проект Глубинная нефть, более шире) и его участники, озабоченные созданием новой научной теории происхождения нефти.

Карпов Валерий Александрович:
Ахмет Иссакович, уважемый!
В этой работе как раз и даны рецепты выхода из кризиса,
и  нет этого "органическогомзаблуждения", и довольно ясны   перспективы развития ТЭК ЗС.


Карпов В.А. Состояние и перспективы развития нефтегазопоисковых работ в Западной Сибири. Геология нефти и газа. 2012, №3.с.2-6.

Карпов Валерий Александрович:
Тут другая беда (как, собственно, и везде)
 Переход к лицензированию по «лоскутному» сценарию привел к распаду системы сплошного геологического изучения, тематических (академических) обобщений и анализа всей суммы знаний, исчезновению из этой системы целого этапа (регионального изучения провинций). В результате не обеспечивается главное и очевидное условие эффективного ведения ГРР – переход от общего к частному – к локальному прогнозированию, как не обеспечивается другое фундаментальное условие – создание целостной картины геологического строения провинции, области, региона на основе полученных новых результатов на различных лицензионных участках разными недропользователями.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии