Все о разломах и трещинах; методы изучения и приложения в практику > Разломы и нефтегазоносность недр

От разлома к тектоноблендеру - шаг вперед или два шага назад

<< < (31/659) > >>

Карпов Валерий Александрович:
На многих «старых» месторождениях наблюдается парагенетическая ассоциация (сонахождение) положительной и отрицательной структур, разделенных разломом. Причем, отрицательная структура имеет наложенный или возрожденный характер и образовалась (или обновилась) в последнюю фазу активизации тектонических движений. К этому моменту основные крупнейшие залежи были сформированы, а появление (возрождение) отрицательной структуры привело к переформированию первичной залежи с образованием вторичного скопления УВ (и не одного) в приразломном пространстве под влиянием гидродинамической воронки, всосавшей часть УВ с размещением их на  глубинах, как правило, больших, чем они находились до этого. Часто отрицательные структуры приурочены к рифтам (в т.ч. возрожденным). Связь первичной и вторичной залежей, видимо, прервалась с завершением активной фазы, но периодически возобновлялась в периоды оживления разлома в неотектонический этап развития и на современном этапе, что подтверждается обусловленностью новейшими и современными тектоническими движениями и объясняет восполняемость запасов УВ. Этим же объясняется и пульсирующий характер работы скважин (с изменением состава УВ), коррелируемый с сейсмичностью, как и нефтегазопроявления в ликвидированных скважинах. Аномальный характер работы отдельных скважин связан с непосредственным влиянием разлома, деструкцией пород в приразломной зоне. Отклонения величин пластового давления от гидростатического характера распределения  отражают степень восстановления (релаксации) тектонофизической напряженности пород после их дилатансии. Время формирования таких залежей практически совпадает со временем образования ловушки и датируется периодом последней активизацией разлома, т.е. эти залежи самые молодые. Активизация разлома приводит к аномальной прогретости приразломных зон, фиксируемой и в современном температурном поле, к появлению геохимических, положительных магнитных и отрицательных гравиметрических аномалий. Теряется зависимость между площадью залежи и количеством запасов с увеличением их плотности. Происходит трансформация горизонтального облика залежи в вертикальный ряд скоплений с определенным смещением по площади и по глубине, с оставлением следов древних ВНК. Вторичность таких залежей подчеркивается как составом УВ, так  и трещиноватостью пород, осложненной образованием вторичных минералов, запечатывающих эти залежи.
Таким образом, ассоциация положительной и отрицательной структур, прошедших этапы последней пары активных и пассивных  тектонических движений, предопределяет в общем случае ассоциацию первичных и вторичных залежей. Последние способны периодически подпитывать первых в соответствие с характером и масштабами cейсмичности пассивного этапа тектонического развития ( Перспективы выявления новых залежей нефти в пределах и вблизи старых месторождений. Нефтяное хозяйство, №3/2012,20-23.).

Карпов Валерий Александрович:
Исходя из всего сказанного, напрашивается вывод о главном направлении нефтегазопоисковых работ в пределах «старых» месторождений: поиск новых скоплений УВ в приразломных зонах активных разломов на различных глубинах в любой части разреза, обладающей способностью повышенного трещинообразования (в т.ч. в кристаллическом фундаменте) как на приподнятом крыле разлома, так и на опущенном. Примеры подобного наблюдаются в Северной структурной зоне Припятского прогиба.
В конечном счете, для любого «старого» месторождения при определении его дальнейшей судьбы прежде всего необходима оценка его тектонической позиции, истории тектонического развития, выделение этапа последней тектонической активизации с характеристикой предшествующей палеоструктуры, диагностика тектонически активных сопряженных по разломам отрицательных структур, «агрессивных» по отношению к первичным залежам.
Перераспределение УВ между положительной и сопутствующей приразломной отрицательной структурами может достичь таких масштабов, когда локальное поднятие станет полностью лишенной УВ. Последнее наблюдается на юге и востоке Западной  Сибири, в центральном грабене Припятского прогиба. Такое же могло случиться в других регионах с неясными перспективами нефтегазоносности (к примеру, в Московской и Мезенской синеклизах, в зоне сочленения Воронежской антеклизы и ДДВ и т.п.), где до сих пор не достигнуто желаемых результатов, хотя здесь есть все необходимые и достаточные условия для формирования скоплений УВ.
  Н.П.Запивалов и Г.Д.Исаев (Н.П. Запивалов, Г.Д. Исаев. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ ПАЛЕОЗОЙСКИХ ОТЛОЖЕНИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. Вестник Томского государственного университета.341/2010) считают, что зоны растяжения в чехле Западно-Сибирской плиты могут служить  каналами флюидомиграции, за счет которых и сформировалось большинство месторождений мезозоя. Эти зоны  могут распознаваться при сопоставлении структурных карт и карт изопахит по перепаду мощностей, приуроченных к склонам поднятий и совпадающих с дизъюнктивными нарушениями. Такой подход с некоторой коррекцией вкупе с другими методами вполне приемлем при определении приразломных зон и прогнозировании в их пределах вторичных скоплений УВ.
Любая догма чревата взрывом, уничтожающим эту догму, вот и  антиклинальная теория изжила себя, не преодолев свои внутренние противоречия, не признавая ничего, кроме архимедовых сил, и таким образом, так и не ответив на главный вопрос: каковы причины миграции УВ. А они достаточно просты: УВ мигрируют из объема пород с  избыточным давлением по направлению к пространству с дефицитом давления (к пьезоминимуму). Ведь не случайно установлено, что абсолютное число залежей УВ контролируются минимальными значениями приведенных пластовых давлений. И это, прежде всего, относится, как не странно, к антиклинальным ловушкам УВ, что также объясняется достаточно просто, если иметь в виду тектонофизические модели Гзовского М.В.(М.В.Гзовский. Основы тектонофизики. «Наука», М.1975). Наглядно видно, что свод антиклинали в процессе ее роста подвержен тектонофизическому разуплотнению (дилатансии), способствующему формированию пьезоминимума - главному условию миграции УВ, удивительным образом совпадающим по направлению движения флюидов с архимедовыми силами, что в  итоге и обеспечило локализацию скоплений УВ в своде антиклинали. Но на каком - то этапе (пассивном) антиклиналь перестает расти, и  по мере релаксакции пьезоминимума архимедовы силы становятся господствующими, продолжая питать свод углеводородами.

Карпов Валерий Александрович:
  Проблема "старых" месторождений так или иначе совпадает с проблемой больших глубин.     
Уместно вспомнить несколько ключевых фраз из доклада  бывшего руководителя Федерального агентства по недропользованию А.П.Попова на заседании  Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (13.02.13.)., отражающих состояние и главные направления развития нефтегазовой отрасли России (Стенограмма заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности. Недропользование-ХХ1 век.№1/13.).
« …Минерально-сырьевой комплекс России на протяжении многих десятилетий является основой нашей экономики. …В целом созданная поколениями геологов сырьевая база позволяет обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны и экспортные поставки по меньшей мере в течение ближайших 40 лет…
 …В основном добывающем регионе страны – Ханты-Мансийском округе – начинают отчётливо прослеживаться тенденции в падении добычи в среднем на 1,5 процента в год. На сегодняшний день 95 процентов всех разведываемых запасов передано недропользователям, которые…не всегда рационально их используют.
…Одной из наиболее серьёзных проблем в нефтяной отрасли является невовлечение в добычу значительной части разведываемых запасов.
Во-первых, не все месторождения осваиваются. Лишь 82 процента разведываемых запасов нефти введено в разработку.
Во-вторых, даже на осваиваемых месторождениях есть неразрабатываемые залежи, и их много. Это наш резерв первой очереди.
…Ситуация с приростами запасов нефти…на первый взгляд, вполне благополучная: в последние пять лет мы приращиваем больше, чем добываем. Но за счёт запасов новых месторождений и залежей компенсируется не более 15–20 процентов текущей добычи, все остальные приросты – это либо доразведка разрабатываемых месторождений, либо переоценка запасов с увеличением коэффициента извлечения нефти.
…Такое положение с приростом запасов объясняется просто: объёмы поисково-разведочного бурения сократились почти с 2 миллионов в 2001 году до 1170 тысяч погонных метров проходки в 2011 году. Для обеспечения расширенного прироста запасов нефти необходимо увеличивать объёмы бурения в 2,5 раза.
…В результате за последние 20 лет в России не был подготовлен ни один новый район нефтедобычи.
…сегодняшняя добыча нефти в России ведётся из запасов, которые были разведаны в 60-е и 80-е годы прошлого века.
…Почти 60 процентов запасов нефти разведано в Уральском федеральном округе, здесь же локализована значительная часть ресурсов. Поэтому, несмотря на довольно высокую выработанность запасов, этот округ в обозримой перспективе останется главным добывающим регионом в России. И именно здесь, в Западной Сибири, мы считаем необходимым сосредоточить основные объёмы геологоразведочных работ.
… предлагаем сконцентрировать усилия на пяти нефтеперспективных зонах. Три из них находятся в Западной Сибири, одна – в Восточной Сибири и одна – в Предкаспии. По нашим расчётам, в пределах этих пяти зон, затратив примерно 65 миллиардов рублей бюджетных средств, можно рассчитывать на выявление запасов нефти категории С1, С2 более 1,8 миллиарда тонн и ресурсов категории С3 – 1,7 миллиарда тонн. Это позволит дополнительно добывать ежегодно порядка 60 миллионов тонн нефти.
…Что же касается российского шельфа – малоизученного обширного пространства. В настоящее время компании «Роснефть» и «Газпром» уже приступили к реализации проектов в Баренцевом и Карском морях. Главной задачей здесь является объединение усилий компаний и государства для завершения геологического изучения арктического шельфа России».
 Дана исчерпывающая характеристика состояния отрасли и направлений ее  дальнейшего развития, но, к сожалению, как видим, проблемы больших глубин не отражены ни в результатах, ни в перспективах, хотя прошедшая в июне 2012 года в Баку первая международная конференция «Потенциал глубокозалегающих углеводородов: будущие энергоресурсы – реальность и прогнозы» показала огромный потенциал больших глубин, обозначила направление, вполне конкурентноспособное с освоением шельфа, а в некоторых случаях – даже существенно опережающее.
Из пяти обозначенных главнейших направлений (кроме шельфа) – три расположены в Западной Сибири, обладающей своей спецификой состояния ресурсной базы и ГРР на нефть и газ.
 Совсем недавно возможность наличия нефти больших глубин даже не допускалась, но  открытия в Мексиканском заливе подвигли к  пересмотру этой точки зрения, в том числе и теорий нефтегазообразования и нефтегазонакопления. Казалось бы,  преимущества получает теория неорганического (абиогенного) происхождения нефти.
 Многие также  полагают, что  бассейновое моделирование будет основным инструментом теоретических и прикладных исследований  нефтегазоносности  больших глубин, будет некой панацеей.
Открытие в Южно-Каспийской впадине промышленных месторождений УВ на глубине до 7 км и более, а также открытия в Мексиканском заливе гигантских месторождений нефти Тьюпи и Тибр на глубине 8–10 км доказало возможность нефтегазоносности больших глубин. В интервале глубин 4500–8100 м сегодня разрабатывается более 1000 зарубежных месторождений нефти и газа, и их начальные суммарные извлекаемые запасы составляют 7 % от мировых запасов нефти и 25 % от запасов газа. На этих глубинах в Египте, Ливии, Мексике, Франции и США разведано около 47 % их общих запасов газа. В Мексике и США коэффициент промышленных открытий нефти и газа на больших глубинах достигает 50–71 %. В бассейнах Мексиканского залива, Пермском, Анадарко, впадин Калифорнии и Скалистых гор в глубокопогруженных горизонтах открыто более 225 месторождений и залежей, в том числе и такие крупные как Гомез, Локридж, Койаноза, Торо, Хемон, Рохо, Кейлон-Айсленд и другие (Сборник тезисов 1-й Международной конференции «Углеводородный потенциал больших глубин: энергетические ресурсы будущего - реальность и прогноз», Баку-2012, «Nafta-Press», 2012.)                                                                                                                                                           
В  2009 году компания Бритиш Петролеум объявила об открытии гигантского месторождения в Мексиканском заливе в территориальных водах США, на глубине 10690 м на площади Тибр. Впервые на таких глубинах открыто уникальное месторождение нефти промышленного значения. В России и других странах СНГ также успешно осваиваются месторождения нефти и газа на глубинах свыше 4500 м.
И все-таки, трудно согласиться с тем, что этап по¬исков нефти и газа до глубин 7 км уже пройден, как с точки зрения разработки теоретических основ, так и с технической точки зрения. Есть все основания считать, что он продолжится еще не одно десятилетие, что еще кардинально будут меняться методические основы освоения больших глубин. И это, прежде всего, относится к России.
Тем более, что на сегодняшний день нет общепринятой технологии оценки углеводородного потенциала и прогнозирования нефтегазоносности до глубин 12-14 км. Учитывая высокую перспективность поисков УВ глубокопогруженных отложений, проведение исследований в этом направлении представляется весьма перспективным, как с точки зрения изучения фундаментальных процессов нефтегазообразования и нфтегазонакопления, так и прогнозирования УВ потенциала недр и разработки долгосрочной стратегии развития нефтегазового комплекса (Сборник тезисов 1-й Международной конференции «Углеводородный потенциал больших глубин: энергетические ресурсы будущего - реальность и прогноз», Баку-2012, «Nafta-Press», 2012.)                                                                                                                                                           

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Тем самым А.П.Попов признал невозможность дальнейшего развития теории и практики нефтегазовой геологии на основе исчерпавшей свой ресурс и являющимся откровенным тормозом на пути прогресса "теории" органического происхождения нефти. Не видит этого и не понимает только слепой и глупый, ну еще и конформист.

Карпов Валерий Александрович:

--- Цитата: Тимурзиев Ахмет Иссакович от Января 08, 2015, 11:07:16 pm ---Тем самым А.П.Попов признал невозможность дальнейшего развития теории и практики нефтегазовой геологии на основе исчерпавшей свой ресурс и являющимся откровенным тормозом на пути прогресса "теории" органического происхождения нефти. Не видит этого и не понимает только слепой и глупый, ну еще и конформист.

--- Конец цитаты ---

А он, к сожалению, и не догадывался, что "... признал невозможность дальнейшего развития теории и практики нефтегазовой геологии на основе исчерпавшей свой ресурс и являющимся откровенным тормозом на пути прогресса "теории" органического происхождения нефти".
Не думал он об этом.
Не заметно, что этим как-то озабочены и сегодняшние.
И, что обидно, мало это волнует производственников. И не их вина. Не видят они. И не потому, что глупые и слепые. Не потому, что конформисты.
А потому, что пока их не убедили.
Кто их не убедил?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии