Добрый день, Валерий Александрович, а может быть следующим образом (учитывая историю геологического развития регионов):
Выделяются горообразовательные геохимические эпохи формирования и локализации минерального сырья и равнинообразовательные эпохи.
С первыми связываются процесы дегазации системы Земли, со второй связывается процес возниковения мантийрго и корового избыточного напряжения, генерация УВ и другого минерального сырья, генезис которых связывается с постмагмотическими ювенильными растворами, выделяемыми в процсе становления магмотических формаций – посторогенная эпоха развития региона. Но, разитие срединных массивов маркируют зоны растяжения земной коры. Эти геоформы имеют тесную связь с вкрхней мантией, краевые разломы их контролирующие, являются и флюидовыводящими.
Становление массивов гранитоидов, в этих геоформах, происходит после антиклинорной фазы развития – карбон, в перьми и триасе формируются месторождения твердых полезных ископаемых. Процесы гранитизации и базификации срединных масивов, что заставляет мигрировать постмагмотические ювенильные растворы в межгорные впадины и прогибы, которые выполняются осадочными формациями различного генезиса. Мощности таких формаций достигает 10-14 км, в них и происходит локализация УВ и не только, в неотектоническую активизацию.
Процесс дегазации системы Земли происходит постоянно и коррелируется с температурным эндогенным режимом вращающейся вокруг своей оси системы Земли. Фазовые переходы вещества активизируются в эпохи возникновения подкорового избыточного давления и в эпоху деструкции земной коры (рифтогенез).
Зональность термальных вод
В северных районах пути для движения потоков восходящих рудоносных термальных вод открывались в связи с образованием многочисленных разломов и трещин растяжения, возникших в Трансазиатском рифтовом поясе Наливкина и в смежном, более северном, перирифтовом. По В.И. Попову [1967], в пределах рифтового пояса наблюдается отчетливая зональность восходящих подземных вод.
На севере они азотные, южнее-радоновые, еще южнее-сероводородные и в пределах подвижного пояса развитие имеют углекислые термы.
Новейшая неоген-четвертичная постплатформенная горообразовательная стадия – на юге - проявление высокой сейсмической активности, а на севере — формируются сводовые рифтовые поднятия и расчленяющие их разломы и грабены, которые отнесены к Трансазиатскому поясу Наливкина.
Эпоха сопровождалась подъемом нагретых вод с растворенными в них ряда металлов и летучих соединений ртути, сурьмы.
Циркулировали также нагретые нефтяные и приповерхностные воды. Ими в осадочных формациях молодых мезозойских и кайнозойских покровов дополнительно переоткладывались и концентрировались газ, нефть, сера, стронций, руды цветных металлов, ряд редких и рассеянных элементов.
Тектомагмотический цикл:
1. возникновение избыточного напряжения со стороны мантии, трогообразование
Троги возникали в результате деструкции земной коры, процесс которой связывается с возникновением избыточного подкорового давления со стороны мантии. В обоих случаях характерным является проявление диабазового вулканизма.
В первых трогах шло медленное накапливание осадков и медленное формирование гранито-метаморфического слоя;
2. предрифтовый вулканизм на фоне восходящего движения земной коры, трогообразование;
3. процесс рифтогенеза и вулканизм, горообразование, процессы дегазации;
4. формирование и обновление разломов, процессы дегазации;
5. процесс гранитизации, базификации земной коры - эпоха генерации, миграции УВ;
6. процессы горообразования, формирование структурных ловушек;
7. формирование в посторогенную эпоху батолитов, выделение постмагмотических (ювенильных) растворов с котоыми связывается генезис УВ и другого минерального сырья - эпоха генерации УВ и формирования месторождений УВ;
8. процесс выравнивания;
9. возникновение избыточного напряжения со стороны мантии, горообразование.
Как отмечает Е.В. Артюшков (2010), «в неоген-четвертичное время, произошло резкое ускорение поднятия коры в пределах подвижных поясов. В большинстве случаев поднятия не сопровождались сильным сжатием коры. Быстрое развитие данного процесса, после длительного периода стабильности, указывает на временное понижение вязкости мантийной литосферы на несколько порядков величины. Оно было обусловлено инфильтраций в нее небольших объемов активного флюида из мантийных плюмов с проявлением эффекта Ребиндера».
По Е.В. Артюшкову, «Основная часть горных сооружений и горных плато, была сформирована в результате резкого ускорения поднятий земной коры в неогене, плиоцене и четвертичное время. Крупные новейшие поднятия на разных континентах развились почти одновременно. Это указывает на квазисинхронный подъем крупных плюмов с большой глубины, что представляет собой новый вид конвективных течений в мантии. Аналогичные процессы происходили и в более ранние периоды развития системы».
Определяются эпохи выравнивания (академик В.И. Попов, 1952):
венд-кемрий; нижний ордовик; нижниий карбон; средний, верхний триас; палеоген-неоген – равнинообразовательные геохимические эпохи – эпохи возикновения избыточного напряжения со стороны мантии.
Формированя местрорждений УВ в еотектоничскую эпоху:
Самотлор – мел;
Устюрт (Каспий) – верхний девон;
Оренбург – НГБ – верхний средний карбон, нижняя пермь (ассельский ярус).
Стратиграфический диапазон продуктивности нефтяных месторождений Ферганы - от юры до неогена. С востока на запад, месторождения нефти, сменяются на месторождения нефти и газа (Газли). Месторождения выявлены в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении.
Данный факт свидетельствует и том, что ситема УВ генетически связана с посторогенным внегеосинклинальным магмотизмом (триас, юра, мел, палеоген).
УВ ранних эпох не сохраняются в силу системных свойств присущих углеводородам (эпохи деструкции коры сопровождаются интенивными роцессами дегазации и теплопотерей системы Земли).
Локализация месторождений в «нефтяных сланцах» – отложения доманикоидов, охватывает (Прищепа О.М.):
Восточная Сибирь – рифей; ранний кембрий; ранний силур;
Западная Сибирь – ранний кембрий; поздняя юра;
Русская платформа – поздний девон;
С. Кавказ – эоцен; олигоцен;
Камчатка, Сахалин – неоген;
Сформировавшиеся месторождения УВ других эпох, подверглись процессу преобразования (стратиформные месторождения полиметаллов).
Локализация УВ приурочена к формациям горных пород, сформировавшихся в завершающую эпоху тектомагмотических циклов – действующий фактор – благоприятные Р-Т условия и хорошие коллекторские свойства осадочных и магмотических формаций: архей-нижний протерозой; верхний протерозой-нижний рифей; венд-кембрий-ордовик, силур, верхний девон-нижний карбон; верхняя пермь-нижний триас; юра, мел, неоген-эоцен, олигоцен. Но доказано, в силу системных свойств углеводородов, сохранены месторождения сформировавшиеся в неотектоническую эпоху, более древние месторождения, подверглись процессам преобразования.
Циклы развития, отражают эволюционную направленность преобразования системы Земли в пространстве и времени и определяют механизм концентрации минерального сырья любого типа. Очевидно, что выделяются эпохи благоприятные и неблагоприятные для формирования и локализации УВ сырья. Постоянный приток УВ отмечается на месторождениях: С. Кавказ, Оренбург, Самотлор и др.
Отмечается закономерность:
Месторождения УВ контролируются глубинными разломами, в большей мере С-З сдвигами и С-В надвигами (Башкортостан);
С-З сдвигами (Пермьский реггион), Тимано-Печорскинй НГБ.
С разломами генетически связаны положительные и отрицательные геоформы, к которым приурочены месторождения УВ.
Проявляется следующая закономерность (Ср. Азия):
-нефтяные месторождения (с востока на запад) переходят в газовые - месторождение Газли (метан с гелиевой меткой), затем в газо-конденсатные.
«Сланцевая нефть», фиксируется в большей мере на Севере РФ и коррелируется с вещественным составом осадочных формаций – тяготеет к породам содержащих биоматериал.
На юге кратона, месторождения УВ связаны с зонами рифтогенеза.
В подвижных поясах УВ локализуются в межгорных впадинах и прогибах, при условии наличичия флюидовыводящих разломов.
От эпипалеозойской плиты, к области до платформенной активизации, увеличивается общий потенциал нефтеносности недр. В зоне сочленения эпипалеозойских, более древних плит, основной потенциал нефтегазоносности, связывается с основанием осадочного чехла. в области корового ослабленного горизонта.
Необходимо проводить анализ мощноисти земной коры к З и В от Урала, анализ поведения раздела "М", учесть миграцию контролирующих структуры Урала системы разломов, учесть процесс рифтогенеза, посмотреть в какую сторону реки текут по обе стороны Урала, а также учесть, что к востоку от располагается Индо-З.Сибирская зона отрицательных гравитационных аномалий (ИФЗ) - то-есть, происходит процесс интенсивного притока вещества мантии (гл. дейс.факторы - процесс рифтогенеза - Урало-Ю.Африканская зона и глоб. от. гравита. аномалия). Из структурных факторов не надо забывать о Тимано-С. Тянь-Шанньской геосинклинали (рифей), структуры Урала пересекают байкалиды под острым углом, что в последствии предопределило формирование ареалов брекчиорвани и как следствие - зон высокой степени проницаемости (эффект "клина"), где и происходила локализация УВ.
Факторы влияющие на проявление геохимической зональности УВ:
1 Ротационно-плюмовый режим работы системы Земли, определяет интенсивность флюидодинамического процесса (действующий фактор — удаленность региона от экватора).
С этим фактором связывается интенсивность генерации УВ и качественные геохимические свойства УВ. Данный фактор определяет геохимическую зональность УВ по латерали.
2 В области материка, на геохимическую УВ-ую зональность, будет влиять комплекс факторов (удаление от срединных массивов, их геологический возраст и др. факторы), главный из которых — удаленность региона от материкового склона.
3 Мощность и тип земной коры (океанический, материковый, переходный).
4 Зональность по радиали определяет комплекс вышеуказанных действующих факторов, главный из которых — фактор удаленности от интрузии флюидов и астеносферы.
5 Формации пород, подвергающихся дегазации.
6 Р-Т условия вмещающей среды;
7. Проявление и определение главного действующего фактора, оценивается методом его «уединения».
В ордовике – активные процессы деструкции земной коры, горообразования, которые сопровождались вулкано-плутонической деятельнеостью и активной дегазацией. Связываются которые, с длительной эпохой выравнивания – венд, кемрий и нижний ордовик - эпоха возникноения подкорового избыточного давления.
Проуктивность теригенно-карбонатных формаций девона, связывается спроцесами формирования прогибов, которые выполнялись осадочным материалом.
Таким образом, локализация УВ фиксируется в осадочном чехле мантии от рифея до неогена. Конролируются месторождения УВ глубинными разломами четырех основных направлений.
УВ локализовались как в благоприятных Р-Т условиях – породы обладающие высокими коллекторными свойствами с наличием экранирующеого горизонта, так и в не благоприятных - месторождения «сланцевых УВ» – локализация в породах с низкими коллекторными свойствами – в доманикоидах. Проявляется эффект «пропаривания» мантийного осадочного чехла флюидами исходящими из глубоких мантийных сфер – фактор постоянной дегазации системы Земли и фактор комплементарности УВ и вещественного состава пород слагающих осадочный чехол мантии.
Как показали измерения, дегазация коры и мантии сопровождается выносом металлов и других элементов в мелкодисперсном субмикронном конденсированном состоянии (более крупные фракции обеднены многими металлами). Так, мелкие, ~0,2 мкм, фракции, выделяемые при явлениях магматического и грязевого вулканизма, землетрясениях и геотермальной активности, имеют коэффициенты обогащения многими металлами по отношению к кларкам (например, Zn, Cu, Ge, As, Br, Pb над некоторыми грязевыми вулканами Керченского полуострова). При этом в определенных местах металлы могут накапливаться, образуя месторождения. Особенно эффективно эти процессы могут идти вдоль разломов» [В. Алексеев].
От эпипалеозойской плиты, к области до платформенной активизации, увеличивается общий потенциал нефтеносности недр. В зоне сочленения эпипалеозойских, более древних плит, основной потенциал нефтегазоносности, связывается с проццессами происходящими в литосфере и верхней мантии.
Растворовыводящими тектоническими нарушениями являются разломы разрывного типа широтного и меридионального простирания, они линейны и имеют сквозной характер, по отношению к другим структурам и контролируют зоны растяжения земной коры.
Процесс дегазации системы Земли происходит постоянно и коррелируется с температурным эндогенным режимом вращающейся вокруг своей оси системы Земли. Фазовые переходы вещества активизируются в эпохи возникновения подкорового избыточного давления и в эпоху деструкции земной коры (рифтогенез).
Срединные массивы имеют блоковую структуру, маркируют зоны растяжения земной коры, то-есть, зоны генерации магмы и УВ. Генерация УВ происходит после процесса становления гранитоидов, в эпоху возникновения избыточного давления флюида со стороны мантии (действующий фактор — процесс гранитизации и базификации земной коры), в этот период формируются «структурные ловушки».
Кассано-Ашбашинская зона (на юго-востоке от Памира) характеризуется мощными карбонатными (до 12 км) формациями, развитием глубинных разломов, несущих базитовые и щелочно-базитовые формации; образованием зеленокаменных метаморфических формаций (глаукофановая формация); в отличие от Ферганской зоны - выдвижением продольных полос гранито-гнейсового фундамента, и преобладает калиевый метасоматоз.
Ферганская зона характеризуется проявлением базитовыми, щелочно-базитовыми, ультрабазитовыми и щелочно-ультрабазитовыми формациями (офиолитовый пояс). Выходы фундамента на поверхность отсутствуют. Здесь проявился натровый метасоматоз, связанный с глаукофановой и зеленокаменной фацией. На западе (Нуратау) - пренит - пумпеллиитовая иногда цеолитовая (по диабазовым формациям) фации.
Для всех трех переходных зон — Кассано-Атбашинской, Ферганской, Магианской - типичное проявление сравнительно редкой глаукофановой фации, не встречающиеся в других зонах и характерные для зон Беньофа (по В.И. Попову)
Но, в Магианской и в Кассано-Атбашинской кристаллически фундамент выходит на дневную поверхность и нет углеводородного сырья. В Ферганской впадине оно (УВ сырье) локализуется в мезо-кайнозойских отложениях — в зоне глубинного Южно-Ферганского широтного разлома, который маркируется базитами и ультрабазитами. Данный факт однозначно доказывает мантийный генезис месторожений нефти, газа. Гиганское м-е Газли — (газ метан) и газо-конденсата (зона сорок второй параллели).
В Магианской зоне офиолитовый комплекс пород есть, УВ сырье — отсутствует, возможно это связано с тем, что структуры Южного Тянь-Шаня залегают на меланократовом фундаменте протерозоя.
Стратиграфический диапазон продуктивности нефтяных месторождений Ферганы- от юры до неогена. С востока на запад, месторождения нефти, сменяются на месторождения нефти и газа (Газли). Месторождения выявлены в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении.
Срединные массивы, кратоны, маркируют зоны растяжения земной коры - "ключ" к пониманию закономерности формирования системы Земли и ее полезных ископаемых (минерального сырья). В каждом блоке срединного массива, от 1 до 3 крупных месторождений твердых полезных ископаемых, а УВ локализуются в смежной отрицательной геоформе. Положительные и отрицательные геоформы, контролируются зонами систем глубинных разломов.
Структурные ловушки формируются в посторогенный период - в эпоху денудационных процессов (процесс дегазации системы Земли, происходит постоянно, но с разной степенью интенсивности!). Проницаемые зоны земной коры, маркируются областями развития срединных массивов и областями развития постгеосинклинальных массивов гранитоидов (и те и другие - маркируют зоны растяжения земной коры).
Срединные массивы и батолиты имеют тесную связь с литосферой и мантией, геосинклинали — нет.
Данными многоволнового глубинного сейсмического профилирования установлена устойчивая корреляция месторождений глубинных сейсмических аномалий (мантийных и коровых) и зон размещения крупных и гигантский месторождений нефти и газа в осадочном чехле (Букин Н.К. 1999).
Ряд особенностей глубинного строения выявлен А.А. Борисовым, путем пересчета аномального поля магнитных аномалий на различные высоты. Пересчетами для высот 100-200 км установлена аномальность субширотного характера: поля положительных аномалий прослеживаются вдоль параллелей 70, 56 и 42 градусов, а отрицательных вдоль параллелей 65 и 50 градусов.
С уважением, В.Н. Устьянцев