Нефтегазоносность осадочных бассейнов: новое видение перспектив, пути реанимации "старых НГБ" > Перспективы и проблемы освоения Арктики

Перспективы освоения Российского арктического шельфа

<< < (4/59) > >>

Карпов Валерий Александрович:
Александр Хуршудов: России следует временно прекратить выдачу нефтегазовых лицензий на шельфе
printer.gif
clock.gif26/05/2015 17:15
  Москва. В апреле Минприроды в лице своего министра строго погрозило пальчиком Роснефти и Газпрому и обещало больше не выдавать им лицензий для работы на шельфе. Во как. Я сначала обрадовался. Действительно, только у Роснефти уже 12 таких лицензий, а инвестиций не хватает, поэтому она в поте лица занимается согласованием переносов сроков бурения….
Однако, поспешил я. Оказалось, новость была с двойным дном. И в тот же день Forbes нам его чуток приоткрыл: одновременно МПР подготовило предложения о допуске к шельфу ЧАСТНЫХ компаний. И в СМИ началась умело подогреваемая «дискуссия». Решил и я в ней замолвить свое словечко.
Для начала скажу, что в мире нефтяные страны частников лицензиями не балуют. Возьмем, к примеру, Саудовскую Аравию. Все лицензии на добычу нефти и газа там держит государственная компания Saudi Aramco. Это вообще КРУПНЕЙШАЯ в мире компания, ее капитализация оценивается почти в $ 800 млрд. Или Ирак. Уж сколько народу там положили да изувечили за доступ к нефти, а правительство всех заставило работать через свою государственную компанию. Иностранцы заключают с ней контракт, инвестируют, окупают затраты и потом получают $2-4 с каждого добытого барреля. Не озолотишься. Иран, Индия, Норвегия, Венесуэла, Кувейт – все работают через свои ГОСУДАРСТВЕННЫЕ компании, а уж привлекать на подряд могут хоть марсиан, хоть папуасов….
Мне возражают: но ведь работает на шельфе наш Лукойл? Почему наши частные компании не допустить? Отвечаю: хорошо работает. На Каспии и на Балтике. Но это мелководный шельф. И рядом – промышленные базы, города, аэропорты. В случае аварии корабли, вертолеты и водолазы мигом будут на месте, и катастрофический выброс НАВЕРНЯКА удастся предотвратить. А представьте себе (не приведи Бог), что у того же Лукойла на платформе в Карском море случится открытый фонтан, как в Мексиканском заливе… На глубоком шельфе, зимой, подо льдом. Ущерб - $30 млрд. И нет Лукойла, банкрот. Те же западные нефтяные монстры его сожрут с кетчупом и с огромным удовольствием.
Можно, конечно, риски такой аварии застраховать. Но страховые взносы будут велики, и это тяжелым грузом ляжет на окупаемость проекта. К тому же даже ВР не хватило страховки в Мексиканском заливе, потому ей и пришлось сибирские активы продать.
Нет, не надо нам торопиться, как голому в баню, выходить на российский шельф надо ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО. И я хочу поставить вопрос несколько в другой плоскости.
Прежде чем решать, кому следует работать на шельфе, давайте подумаем, кому нужна нефть, которую мы собираемся там добывать.
России она в ближайшие десять лет точно не нужна. По самым скромным подсчетам мы имеем 12 млрд. т нефтяных запасов, при нынешнем уровне добычи их хватит на 20 лет, даже если мы всю нефть будем сами употреблять. Но мы не употребляем. Экспорт сырой нефть за последние пять лет, правда, сократился до 223 млн. т/год (на 11 %), но зато экспорт нефтепродуктов вырос до 165 млн т/год (на 24 %). В целом же Россия 73,8 % добытой нефти продает за рубеж. По уровню бездумной распродажи своих ресурсов с нами конкурирует только Нигерия, ежегодно мы продаем 3,2 % наших извлекаемых запасов.
Раньше это хоть как-то объяснялось получением доходов для бюджета. Но при освоении шельфа доля налогов сокращается до минимума. Ставки НДПИ и экспортной пошлины на шельфе уже снижены в разы, а при нынешних ценах добрая половина шельфовых месторождений и вовсе будет убыточной.
Кто же заинтересован в том, чтобы лицензии на российский шельф быстро и дешево распродать? Все крупные мировые нефтяные компании, у них дефицит запасов. Вездесущие нефтесервисники: Шлюмберже, Халлибертон, Бейкер Хьюз. Они прочно захватили рынок нефтяного шельфа в мире и диктуют там практически монопольные цены. Индию, например, обдирают, как липку, сам наблюдал. Наконец, западные страны-потребители нефти, рассчитывающие на снижение цен при росте предложения.
Наши основные районы добычи в северных и дальневосточных морях расположены вдали от российских потребителей. Придется оттуда сырую нефть танкерами гнать прямо на экспорт. А все основные доходы: от сервисного обслуживания промыслов, от переработки и сбыта нефтепродуктов осядут в карманах иностранных компаний. Ответьте себе честно: кому нужна такая работа?
А что нужно России? Прежде всего – опыт. Он постепенно накапливается, все же пять шельфовых месторождений находятся в эксплуатации. Но это мелководный шельф, а при глубинах моря свыше 100 м вся техника на порядок сложнее и дороже. Вот и нужно выбрать несколько объектов в более глубоких водах (50-300 м) и на них свою, отечественную технику отрабатывать. Только не говорите, что мы этого не умеем. Во-первых, многое уже умеем, во-вторых, в ходе работ - научимся. Все необходимые лицензии для этого Роснефти и Газпрому уже выданы. Осталось только организовать кооперацию с нашими и зарубежными подрядчиками.
А до тех пор, пока в России не накопится собственный опыт освоения месторождений в глубоких водах,выдачу таких лицензий надо прекратить. Именно так должны поступать государственные люди.
Вместо этого правительство пытается как можно быстрее распродать все оставшиеся ресурсы, будто ему черти жгут пятки. Впрочем, мы уже свыклись с тем, что добрая половина «инициатив» наших министров проявляется в интересах зарубежных стран и компаний, а России, кроме вреда, ничего не приносит. Но если у нас по примеру Украины организуют вывоз министров на мусорную свалку – запишите меня. Готов заплатить за участие.
Автор: Александр Хуршудов, эксперт Агенства нефтегазовой информации
http://www.angi.ru/
 
Прав ли Александр Григорьевич?
Представляется, что в главном - нет.
Нельзя прекращать выдачу лицензий. Следует определить особый режим их выдачи.
И оценивать методическую готовность к этой работе (К вопросу о готовности к работам на шельфе. Недропользование-ХХ1 век-5/14.с.72-80.http://naen.ru/journ...i_perspektivy/)

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Мое мнение, которое я высказываю, включая думский уровень: арктические и "сланцевые" проекты при текущем финансовом, техническом, технологическом и научном обеспечении ТЭК страны разорят не только наши компании, но и само государство.

А.Хуршудов мне хоть и не друг, разделяю его озабоченности и готов внести свой взнос за мусорные контейнеры для чиновников от власть и нефть придержащих.

Карпов Валерий Александрович:
Из https://www.google.r....93990622,d.bGQ
 
 
Новости
 
Нет геологов -не будет и нефти
Система управления минерально-сырьевой базой, а также практика подготовки специалистов для отрасли нуждаются в серьёзном совершенствовании.
Основная задача российского нефтегазового комплекса - выход в новые регионы деятельности, в том числе характеризующиеся суровыми природно-климатическими условиями. При этом важнейшая роль отводится геологоразведочным предприятиям, которым предстоит подготовить надёжную минерально-сырьевую базу для нефтяников и газовиков. Но, как известно, в отечественной геологии накопилось немало проблем, связанных как с недостатком финансирования, так и нехваткой передовых технологий и современных технических средств, а также дефицитом квалифицированных, в том числе молодых, кадров. О том, как решить эти проблемы, на страницах «Нефти России» размышляет ректор Российского государственного геологоразведочного университета (РГГРУ) имени Серго Орджоникидзе, доктор экономических наук, профессор Василий ЛИСОВ.
 
 
- А занимается ли РГГРУ разработкой новых технологий для отечественной геологии?
-Да, конечно. В частности, в стенах нашего вуза создан сейсмоэлектромагнитный метод (СЭМ) прямых поисков и детальной разведки месторождений нефти и газа. В настоящее время мировая нефтегазовая индустрия несёт громадные финансовые потери из-за бурения «сухих», непродуктивных разведочных скважин. Как правило, только одна из трёх-четырёх пробуренных поисковых скважин вскрывает продуктивные пласты. И чем глубже расположено месторождение, тем меньше коэффициент успешности бурения. Отличительной особенностью метода СЭМ, разработанного при участии профессора Л. З. Бобровникова, является синхронное использование нескольких мощных, искусственно создаваемых многокомпонентных электромагнитных полей и сейсмических (упругих) колебаний. Воздействуя одновременно (или в заданной временной и пространственной последовательности) на исследуемый нефтегазонасыщенный пласт, они возбуждают в нём сложные электрохимические, электрополяризационные, электродинамические и электрокинетические процессы. Существует несколько вариантов применения метода СЭМ:
морской, который реализуется с помощью аппаратурного измерительного комплекса, размещаемого в специально оборудованном контейнере и включающего невзрывные сейсмические и электромагнитные источники, две питающие электроразведочные линии и приёмно-измерительную линию;
ледокольный, позволяющий проводить поиски нефтегазовых месторождений в акватории Северного Ледовитого океана с борта ледокола, безостановочно движущегося со скоростью 2-3 узла
(3-5 км/ч);
сухопутный, основанный на применении шнековой буровой установки для создания низкоомных заземлений питающей линии АВ, а также специальных автомашин для смотки-размотки питающих и приёмно-измерительных линий.
Опытно-производственные работы по методу СЭМ, давшие положительный результат, были выполнены в Баренцевом, Северном, Чёрном и Каспийском морях, в Мексиканском заливе - в общей сложности на семи морских и нескольких сухопутных месторождениях. Общая протяжённость проложенных профилей - более 3 тыс. км при глубинах моря от 5 до 1500 м и в условиях залегания продуктивных нефтегазовых пластов на глубине до 5 км.
 
Можно ли считать этот метод инновационным, способным существенно повысить эффективность ГРР на шельфе?
Есть ли сведения о нем у кого-либо?

Карпов Валерий Александрович:

--- Цитата: Тимурзиев Ахмет Иссакович от Мая 27, 2015, 09:55:40 am ---Мое мнение, которое я высказываю, включая думский уровень: арктические и "сланцевые" проекты при текущем финансовом, техническом, технологическом и научном обеспечении ТЭК страны разорят не только наши компании, но и само государство.

А.Хуршудов мне хоть и не друг, разделяю его озабоченности и готов внести свой взнос за мусорные контейнеры для чиновников от власть и нефть придержащих.

--- Конец цитаты ---

А на это стоит реагировать?
Экспертная аналитика
DOUGLAS-WESTWOOD: СВЕРХРОСТ СВЕРХГЛУБОКОЙ ДОБЫЧИ
02 Июня, 2015 16:20
Вопреки низким ценам на нефть, нефтегазодобыча со сверхглубоких месторождений (глубиной свыше 1 тыс. м.) продолжит неустанный рост, как и в последние годы. В своем недавно вышедшем «Прогнозе по мировым бурению и добыче нефти и газа» DW прогнозирует, что совокупная добыча нефти и газа с таких месторождений за период между 2015 и 2021 гг. будет расти на 7,7% в год, и увеличится за это время с 6,5 млн бнэ/с до 10,2 млн бнэ.

Такие показатели обеспечит бурение 1470 сверхглубоких скважин, что на 68% больше, чем в 7 предыдущих лет. Ключевым фактором здесь является то, что при такой глубине моря оправдана разработка только самых продуктивных нефтегазоносных комплексов. Кроме того, обычно глубоководные проекты имеют финансирование на несколько лет вперед.

Лидировать по росту сверхглубоководной нефтедобычи будут крупные традиционно добывающие страны – Ангола, Бразилия, Нигерия и США. Более всего из этих четырех стран в этом преуспеют США, где глубоководная нефтедобыча увеличится с 1,2 млн в 2015 году до 1,7 млн барр/с в 2021 году. К этому периоду в стране будут введены в эксплуатацию 11 плавучих нефтедобычных платформ, включая Lucius spar (Anadarko), Jack/St. Malo (Chevron) и Mad Dog Phase 2 (BP).

Бразильская Petrobras успешно разрабатывает подсолевые месторождения, а в Западной Африке идет разработка сверхглубоководных нефтегазоносных комплексов. Все это, по видимому, свидетельствует об устойчивости отрасли к спаду нефтяных цен. Мировая добыча нефти с глубоководных месторождений вырастет с 5,5 млн барр/с в 2015 году до 7,7 млн барр/с в 2021 году.

Глубоководная добыча газа будет увеличиваться в 2 раза быстрее и более чем удвоится с 1,1 млн бнэ/с в 2015 году до 2,5 млн бнэ в 2021 году. Хотя большая часть этого роста придет из стран, традиционно газодобывающих, добыча глубоководного газа начнется и в других странах. В текущем десятилетии Экваториальная Гвинея и Мозамбик, скорее всего, запустят плавучие заводы СПГ на сверхглубоководных газовых месторождениях. Израиль будет добывать большие объемы газа с новых газовых месторождений.

В DW ожидают, что на плавучие добычные платформы и их программное обеспечение в ближайшие 7 лет будет потрачено $378 млрд. 45% из этой суммы будет вложено в разработку сверхглубоководных месторождений, что подчеркивает их значимость для мировой нефтегазовой отрасли.
Автор материала Douglas-Westwood

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Стоит, и безотлагательно. Из Резолюции 2-х КЧ (Резолюция 2-х Кудрявцевских Чтений - Всероссийской конференции по глубинному генезису нефти и газа. Электронный журнал "Глубинная нефть". Том 2. №5. 2014. c.684-688. URL: http://journal.deepoil.ru/images/stories/docs/DO-2-5-2014/2_Resolution_2KR_2-5-2014.pdf):

7) признание глубинного генезиса нефти и газа имеет большое практическое значение: открытие не только газа, но и нефти на глубинах свыше 10 км требует директивного перехода на подсчет прогнозных ресурсов УВ и осуществление поисков нефти и газа в России на глубинах, значительно превышающих 7 км (это предельная глубина, до которой традиционно рассчитываются величины прогнозных ресурсов УВ в России). Для шельфа глубина водного слоя 500 м (скважины рекордсмены в Мексиканском заливе пробурены на глубине, превышающей 1500 м) также не является предельной, где возможно обнаружение залежей УВ, и действующие ограничения на эту батиметрическую глубину также нужно директивно менять в силу их искусственности и негативного сдерживающего влияния на развитие ресурсного потенциала России.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии