Нетрадиционные источники УВ: генезис, закономерности, методы прогноза, поисков и освоения > Нефтегазоносность кристаллического фундамента
Фундаментная нефть: от мифов к реальности
Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Николай Михайлович, я Вам предлагал в свое время усилить свой метод теорией, в том числе своими исследованиями по интерпретации сейсморазведки 3Д. То, что Вы ищите и обнаруживаете, вероятно очень тонкие вещи, не наблюдаемые в сейсмических (2Д) и потенциальных полях, при тех масштабах, с которыми мы имеем дело. Есть другая подсказка, в свое время я выявил очень интересные, сегодня можно сказать фундаментальные связи нефтегазоносности с аномалиями новейших (современных) деформаций земной коры: градиенты амплитуд и скорости неотектонических движений, густота линеаментов и расчлененность рельефа, другие структурно-геоморфологические (морфометрические) аномалии рельефа, тесно коррелируют с простраственным, стратиграфическим распределением и фазовым составом УВ. Этому посвящена моя кандидатская диссертация, автореферат выложен в Моих трудах. Так вот, поскольку Вы имеете дело с натурными наблюдениями и лицезреете дневной рельеф, Вам нужно пройти курс молодого геоморфолога и тем самым усиливать свои БМФ-наблюдения геоморфологическими признаками разломов. трещиноватости. У Вас под рукой должны быть крупномаштабные топокарты, аэрофото- и космоснимки, на худой конец, воспользуйтесь Googlом. Это уже будет комплекс и никто Вам тыкать не будет в незнании геологии и улучать в некомпетентности. Геологию, конечно знать желательно, есть справочники, специальная литература, наконец, безработные геологи.
Удачи.
Андреев Николай Михайлович:
Ахмет Иссакович, у меня в голове уже формируются элементы довольно стройной теории, непротиворечащей наблюдаемым фактам. Какое-то стройное описание элементов этой теории, но лишь на уровне моей недостаточно высокой научной подкованности, я не попытался опубликовать пока, лишь ввиду недостатка времени и отсутствия такого опыта. Но облечь эту теорию каким-то соответствующим математическим аппаратом - это уже выше моей компетенции!
Многие отказываются принять тот факт, что углеводороды (и именно лёгкие) непосредственно ответственны за формирование наблюдаемых мной аномалий. Обычно настойчиво предлагают мне связывать всё же эти аномалии только с тектоническими нарушениями, зонами трещиноватости и т.п., являющимися коллекторами для УВ. Но я не могу согласится с этим ввиду того, что имеется ряд факторов и закономерностей, не понятых ещё оппонентами, которые опровергают такую гипотезу. Как-нибудь я систематизирую этот вопрос и подробно изложу все эти факторы. Но наиболее простым и понятным будет такой экспериментально установленный аргумент, что все зарытые в землю ёмкости с бензином и дизтопливом, а также действующие нефтепроводы (газопроводы), неизменно отражаются в точно таких же аномалиях, как и природные залежи УВ.
Геоморфологические признаки наблюдаемых мной новейших активных разломов я регулярно лицезрею в пределах практически всех известных, и пока ещё неизвестных широкой общественности месторождений УВ. Причём, как в рельефе в виде ухабов на просёлочных дорогах или "разбитых" интервалов на дорогах с твёрдым покрытием, так и на крупномасштабных картах, которые всегда пытаюсь достать для исследуемых мной территорий. Здесь я обычно регулярно отмечаю связь рассекающих залежи УВ разломов со свежими врезами оврагов или речными долинами, в каком-то месте которых, чаще всего, при их пересечении, фиксируются сравнительно узкие аномалии над глубинными разломами.
Курс молодого геоморфолога мне, конечно, пройти не мешает, хотя бы чтобы не путаться в терминологии. Но мой инструмент (БГФ метод), который всегда со мной, позволяет "видеть" особенности строения фундамента любой территории гораздо больше любого опытного геоморфолога (положение всех глубинных разломов, стабильность или раздробленность их крупных блоков, оценивать направления падения разломов в пределах осадочной толщи по положению пересекаемой её аномалии на каком-то склоне оврага). Причём, всё это можно оценивать, пересекая исследуемую территорию на большой скорости в автомобиле. И вопрос признания предлагаемого мной метода упирается пока, пожалуй, не в мою недостаточно высокую геологическую квалификацию, а в неготовность ещё подавляющего большинства людей внутренне принять такие необычные возможности, а вследствие этого и понимать то, что я пытаюсь объяснить о наблюдаемых свойствах аномалий и моих подходах по интерпретации этого явления.
А результаты Ваших исследований в области геодинамики, идеи, почерпнутые из диссертации и публикаций, я чуть ли не каждый день применяю в своей практической работе при поисках подземных вод в наших сложных гидрогеологических условиях горных территорий, "распутывая клубки" наблюдаемых мной проекций узлов тектонических нарушений и пытаясь в этой "картине" понять действующие на данные массивы горных пород напряжения. А затем приборными исследованиями проверяю соответствие своих предположений реальному положению более водообильных зон трещиноватости в блоках массива горных пород.
Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Мне все понятно, вещи тонкие долго доходят до людей, привыкших оперировать кувалдой. Одно слабое место - Вы получаете точечные наблюдения, интерпретация которых в плоскости многовариантна. Ну, например, разломы. Как правило, они развиты системами, как правило - это диагональная сеть (СЗ и СВ), реже ортогональная (зависит от районов). Кстати, у меня есть статья "Кинематика и закономерности ориентировки разрывных нарушений и осей напряжений осадочных бассейнов Северного полушария". - Отечественная геология, 2009, №6, с. 52-59.(см. Мои труды: http://deepoil.ru/images/stories/docs/avtorsk/raboty/txt_B_52.pdf), в которой для северного полушария выведены устойчивые закономерности - рекомендую, чтобы иметь трафарет. Так вот, точечные замеры, выполненные даже для линейного профиля - это лишь набор точек. Получив второй (третий) набор точек по соседнему профилю возникает дилемма, как соединить точки одного тела (разлома, залежи). Тем более, что профили ориентированы не согласно развитым на территории системам разломов. Словом, есть тонкости, которые нужно понимать и верно интерпретировать.
Например, в сейсморазведке до появления метода 3Д, разломы интерпретировали как системы субпараллельных сближенных в пределах зоны, определенной ширины (зона сдвига, 1,5-3,0 км) линий нарушений сплошности пород, которые на съемках 3Д приобрели совершенно другой морфологический облик - они трансформировались в кулисные системы сбросов, формирующих линейные зоны, шириной и простиранием совпадающие с зоной, картируемой 2Д, но внутреннее положение отдельных разломов внутри зоны, уже имело косое сечение с простиранием зоны и, в зависимости от направлений осей действующих напряжений сдвига, простирание кулис образует острый или тупой угол по отношению оси зоны сдвигания.
Это я к тому, что на сегодняшний день, мне работая практически со всеми методами и полями в геологии и геофизике, стало очевидным, что все двухмерные наблюдения не дают объективную картину поведения реальных геологических тел, в том числе разломов. Пока только сейсморазведка 3Д позволяет картировать реальные трехмерные геологические тела и отражать истинную морфологию, кинематику и динамику тектонических структур.
Опять же, касаясь Вашего метода, Вам может это надо иметь в виду, но страдать от отсутствия таких возможностей не стоит: задачи у Вас другие. По сути, у Вас поисковый метод с возможностью детализации морфологии объекта на продвинутом (разведочном этапе).
Я хочу напомнить, что жду проект Вашей технологии для включения в Базу Технологий коммерческого раздела проекта Глубинная нефть. Думаю, представится возможность доказать работоспособность метода уже в недалекой перспективе.
Андреев Николай Михайлович:
"...Вы получаете точечные наблюдения, интерпретация которых в плоскости многовариантна. Ну, например, разломы. Как правило, они развиты системами, как правило - это диагональная сеть (СЗ и СВ), реже ортогональная (зависит от районов). ... Так вот, точечные замеры, выполненные даже для линейного профиля - это лишь набор точек. Получив второй (третий) набор точек по соседнему профилю возникает дилемма, как соединить точки одного тела (разлома, залежи). Тем более, что профили ориентированы не согласно развитым на территории системам разломов. Словом, есть тонкости, которые нужно понимать и верно интерпретировать..."
Ахмет Иссакович, действительно, я "вижу" лишь проекцию на плоскость поверхности Земли неких объёмных геологических объектов. Но от профильных исследований участков я почти сразу отказался. Зачем терять время на разбивку и выдерживание профилей в век GPS? А также, зачем исследовать пустые площади этих участков? Как я рассказывал в своём докладе на Кудрявцевских чтениях, предварительно я экспрессно исследую огромные территории в автомобильном варианте по дорогам. При этом получаю лишь интервалы пересечения аномальных зон. Затем возвращаюсь к обнаруженным обширным аномалиям и провожу их детальные исследования. Сначала лучше быстро проехать по всем имеющимся дорогам вокруг исследуемой аномалии и оценить её размеры и положение. Затем перемещаясь пешком, либо на высокопроходимом транспорте откартировать границы аномальной зоны в интервалах между соседними её пересечениями по дорогам. При этом картирование производится с любой необходимой детальностью, т.е. граница аномалии отмечается последовательно: при входе (въезде) в неё, потом при выходе (выезде). Обычные интервалы между точками пересечений границы аномальной зоны при этом для автомобиля 50-150м, пешком 5-50 м. Желательно на завершающем этапе всё же пересечь аномальную зону по ряду профилей и (или) проехать медленнее по дорогам, чтобы проследить простирание рассекающих месторождение тектонических нарушений, выделить их узлы и т.д. Так что наблюдения получаются не совсем точечные, скорее сплошные, но лишь на плоскости.
Объёмную картину объектов данный метод безусловно не позволяет получить, его предназначение поиски м-ний УВ и их детальное площадное картирование. А дальше, прямое поле деятельности 3Д сейсморазведки, возможно других каких-то методов, чтобы постараться получить объёмные структуры исследуемых объектов, их глубины залегания и т.п. Но уже на строго локализованных площадях, повышая благодаря этому детальность исследования, и не теряя времени и ресурсы на заведомо пустые площади. Причём, благодаря предварительно проведённым исследованиям, с величайшей точностью и детальностью будет получено положение в плане самых мелких тектонических нарушений. Остаётся только разглядеть их признаки в данных той же сейсморазведки. Присутствие их очень часто подтверждается и мелкими проявлениями рельефа, и даже в посевах на полях, на которые просто так и не обратишь внимание. Между тем, именно такие мелкие разломы зачастую и являются осями каких-то сдвигов.
Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Все так, как я и предполагал. Сильная и одновременно слабая сторона метода - его супердетальность. Месторождения, как правило десяти и более (первые сотни) километровые объекты, неоднородность их строения непостижима даже по данным эксплуатационного разбуривания, 3Д-сейсмика приближается к детальности, но еще далека от метрового диапазона. Жаль, что нет возможности (пока) протестировать известный объект на предмет соответствия Ваших аномалий его геологии и нефтегазоносности. Нужен полигон, сейчас ведем переговоры с рядом компаний, пока безрезультатно. Будем работать дальше, жизнь на этом не заканчивается, а завтрашний день несет неожиданные перемены и обновления.
Навигация
Перейти к полной версии