В журнале Геология нефти и газа за 1998 №10 опубликована информация к юбилею Научного Совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа, который ранее назывался "Научный совет по проблемам образования нефти и газа". Материал интересен как исторический документ, а еще тем, что раскрывает тематику работ, которой он все это время занимался. Становится понятно, почему в стране геология нефти оказалась в таком плачевном виде, а ее теоретические основы на уровне прошлого века.
НАУЧНОМУ СОВЕТУ РАН ПО ПРОБЛЕМАМ ГЕОЛОГИИ И РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ И ГАЗА - 35 летИсточник: Геология нефти и газа за 1998 №10
Научный совет по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа был создан президиумом АН СССР в 1963 г. Так звучит название Совета сегодня. Первоначально оно было несколько иным (Научный совет по проблемам образования нефти и газа), более академическим, сводящим задачи исследований главным образом к разработке теоретических основ происхождения нефти и газа. Это, естественно, нашло отражение в программе деятельности Совета. Если обратить свой взгляд к прошлому, легко убедиться, что в работе конференций и совещаний Совета и его секций в период конца 60-х и первой половины 70-х гг. преобладала тематика генетического плана.
На всесоюзных конференциях и совещаниях в Москве, Новосибирске, Пятигорске, Ашхабаде обсуждались различные аспекты проблемы образования нефти и газа: такие как природа органического вещества и стадийность его преобразования, миграция и образование скоплений нефти и газа, возможности неорганического образования углеводородов. Тематика генетического плана нашла отражение в выпущенных в эти годы издательствами "Наука" и "Недра" сборниках "Происхождение нефти и газа и формирование их месторождений' (1972 г.), "Время формирования залежей нефти и газа" (1976 г.), "Генезис углеводородных газов и формирование месторождений" (1977 г.).
Разумеется, не были забыты и проблемы региональной нефтяной геологии, но и в них генетический аспект исследований сохранял главенствующую роль.
Некоторая узость тематики, свойственная деятельности Совета в первые годы его существования, оказалась в явном противоречии с провозглашенными целями и научными интересами членов Совета.
Хотя Совет создавался в качестве одной из организационных форм работы Академии наук, на самом деле он в своей деятельности объединил усилия представителей научных организаций многих министерств и ведомств, в том числе Министерства геологии, Министерства нефтяной и газовой промышленности, Министерства высшего образования и ряда других.
Вообще, межведомственный характер свойственен научным советам Академии наук, но в Совете по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа он проявился наиболее полно в силу масштабности проблемы, ее во многом отраслевого характера и многокомпонентности. Это отразилось уже в начальной стадии работы Совета на его составе, в котором заметно преобладали ученые – представители научных организаций министерств и ведомств.
Поэтому не удивительно, что сфера деятельности Совета последовательно расширялась и в 1977 г. президиумом АН СССР было принято решение переименовать Совет по проблемам образования нефти и газа в Совет по проблемам геологии и геохимии нефти и газа.
В определенной мере это было и велением времени. Семидесятые годы были периодом широкого разворота нефтегазопоисковых и добычных работ в Советском Союзе. Уже в полный голос "заговорила" Западная Сибирь, все шире становился фронт нефтегазопоисковых работ в Восточной Сибири, Туркмении, Казахстане, все дальше в море уходили буровые вышки у побережья Каспия в Азербайджане. Были сделаны и первые шаги по организации нефтегазопоисковых работ на шельфах арктических и дальневосточных морей СССР. Нефтегазовая промышленность в эти годы непрерывно наращивала добычу, достигшую к 1980 г. 500-600 млн. т. Расширилась и сфера деятельности Научного совета. Определились два блока проблем – теоретических и методических проблем нефтяной геологии и проблем прогноза нефтегазоносности территорий и акваторий Российской Федерации и союзных республик. Теоретический и методический блок объединил вопросы тектоники и геоструктурного анализа нефтегазоносных бассейнов, цикличности осадконакопления, происхождения нефти и газа, условий формирования и закономерностей размещения залежей нефти и газа, методики оценки перспектив нефтегазоносности, прямых геохимических методов поисков нефти и газа, системных исследований в геологии нефти и газа.
Объектами региональных научных исследований, связанных с проблемами прогноза нефтегазоносности, стали восточные и северные районы европейской части России, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Белоруссия, акватории шельфовых морей СССР.
Перечисленные темы стали предметом исследований и обсуждений как на пленарных заседаниях, так и на соответствующих этим темам секциях Научного совета. Секции возглавили видные ученые – академики Н.С. Грамберг, А.Н. Дмитриевский, В.С. Сурков, В.Е.Х аин, члены-корреспонденты АН СССР А.А. Геодекян, В.Д. Наливкин, И.И. Нестеров, акад. АН Белоруссии Р.Г. Гарецкий, акад. АН Украины П.Ф. Шпак, член-корреспондент АН Украины В.В. Глушко, профессора Н.А. Еременко, Ю.Н. Карогодин, К.А. Клещев, Н.А. Крылов.
Период времени с середины 70-х и до конца 80-х гг. Научный совет работал очень интенсивно. Спектр обсуждаемых проблем был весьма широк. Он охватывал практически все аспекты нефтяной геологии, в том числе:
- геологические условия формирования крупных зон нефтегазонакопления;
- нефтематеринские свиты и принципы их диагностики;
- молекулярную структуру углеводородов и гетеросоединений;
- условия раздельного формирования зон нефте- и газонакопления;
- объемно-генетические методы подсчета прогнозных запасов нефти и газа и выработки единой методики;
- органическую гидрогеохимию нефтегазоносных бассейнов;
- методы поисков и разведки погребенных органогенных карбонатных построек в нефтегазоносных регионах;
- цикличность осадконакопления и закономерности размещения залежей нефти и газа;
- перспективы нефтегазоносности Сибири и Дальнего Востока;
- глобальные тектонические закономерности нефтегазонакопления;
- тектонику и нефтегазоносность системы Припятская впадина – Днепровско-Донецкая впадина и геоструктур ее восточного продолжения;
- нефтегазоносность мезозойских отложений Кавказа;
- геофизические исследования при проведении региональных нефтепоисковых работ на арктическом шельфе СССР и пути повышения их эффективности.
Этот выборочный список лишь иллюстрация к общей тематике выполненных исследований и посвященных им семинаров, конференций и симпозиумов. Всего же их с 1976 по 1990 г. было проведено 57, из них 39 по теоретическим и методическим проблемам геологии нефти и газа и 18 по анализу геологического строения и оценке нефтегазового потенциала нефтегазоносных провинций СССР. Преобладание в работе Научного совета и его секций теоретических и методических вопросов нефтяной геологии определялось тем, что проблемы региональные, связанные с прогнозом нефтегазоносности, выработкой направлений поисковых и оценочных работ, были предметами обсуждения ежегодных всесоюзных совещаний и конференций в министерствах и ведомствах.
По итогам работы семинаров, симпозиумов и конференций Научным советом и его секциями за упомянутый период времени было опубликовано 46 научных трудов, что позволило познакомить с деятельностью Научного совета, результатами выполненных по его инициативе научных разработок и методическими рекомендациями широкую геологическую общественность страны, насчитывающую в те годы сотни тысяч специалистов.
Необходимо упомянуть еще одно важное направление деятельности Научного совета в те годы – составление пятилетних планов научных исследований в области геологии и геохимии нефти и газа. Планы носили межведомственный характер. Первый такой план был составлен на пятилетие 1976-1980 гг. План был нацелен на решение задачи координации научных исследований. С помощью этого плана Научный совет рассчитывал:
получить целостную картину исследований, призванных создать научную основу поиска и разведки месторождений нефти и газа;
ориентировать руководящие органы министерств и ведомств в отношении наиболее актуальных направлений исследований в области нефтяной геологии;
дать возможность научным организациям и отдельным ученым определить свое место в общей системе научного поиска в нефтяной геологии, с тем чтобы избежать дублирования научных исследований, когда в этом не было необходимости.
В последующем такие планы были составлены на пятилетия 1981-1985 и 1986-1990 гг. и сыграли заметную роль в разработке стратегии научных исследований нефтяной направленности.
Вспоминая период наивысшего подъема научных исследований в стране и, в частности, в работе Научного совета, нельзя не сказать о двух выдающихся деятелях нефтяной геологии, возглавлявших работу Совета на протяжении почти тридцати лет – члене-корреспонденте АН СССР Михаиле Федоровиче Мирчинке и академике АН СCCP Андрее Алексеевиче Трофимуке. Им принадлежит ведущая роль в организации Совета, разработке основных направлений его деятельности, своевременном и разумном реформировании, успешном поиске своего места в ряду других общественных научных организаций и признании роли Научного совета в развитии нефтяной геологии широкой геологической общественностью.
Оба упомянутых ученых были лидерами нефтяной геологической науки с некоторой разницей во времени.
Михаил Федорович Мирчинк прошел блестящую школу практической геологии в Баку – первой крупнейшей нефтегазоносной провинции Советского Союза. На протяжении многих лет Михаил Федорович возглавлял геологическую службу Министерства нефтяной промышленности. Большую государственную работу Михаил Федорович успешно сочетал с научными исследованиями и преподавательской работой. Переход в научную сферу деятельности был логическим завершением его многолетнего служения практической нефтяной геологии.
Столь же редкое сочетание практических достижений и научных заслуг свойственно второму по времени председателю Научного совета по проблемам геологии и геохимии нефти и газа – А.А. Трофимуку. Путь от геологических изысканий до командных высот в нефтяной промышленности благодаря большим способностям Андрей Алексеевич Трофимук прошел в сравнительно короткое время. Его практическая деятельность завершилась открытием в Татарии девонской нефти, присвоением званий Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР и выходом в первый эшелон руководителей нефтяной отрасли страны. Академия наук СССР отметила научные достижения Андрея Алексеевича Трофимука избранием его членом-корреспондентом, а вскоре и действительным членом Академии наук СССР. С начала 60-х гг. Андрей Алексеевич становится лидером нефтяных геологических исследований в Сибири, а по мере того, как роль сибирских регионов в нефтяной промышленности стала ведущей, то и во всей стране.
Естественно, что пребывание на посту председателя Научного совета таких выдающихся ученых придало Совету особую весомость.
Многоплановая деятельность Научного совета не могла бы быть успешной без активного участия ученых, чьи имена навсегда вошли в историю отечественной нефтяной геологической науки и которых, к сожалению, уже нет с нами. Назовем лишь некоторых из них, чья роль в работе Научного совета была особенно значительной. Это акад. АН СССР Ю.А. Косыгин, члены-корреспонденты АН СССР М.М. Варенцов, Н.Б. Вассоевич, А.А. Геодекян, К.Р. Чепиков, д-ра наук А.А. Бакиров, В.В. Вебер, Л.А. Гуляева, Г.Х. Дикенштейн, М.К. Калинко, Н.А. Кудрявцев, Г.П. Ованесов, В.Б. Порфирьев, В.Ф. Раабен, С.Г. Саркисян.
Перестройка народного хозяйства в начале 90-х гг. носила стихийный характер. В условиях новых экономических взаимоотношений крупнейшая в стране нефтегазовая промышленность была предоставлена самой себе. Более осторожная в своей перестройке газовая промышленность России сохранила централизованную структуру, организовала гигантскую акционерную компанию и в значительной мере сберегла себя. Благодаря этому не произошло резкого падения добычи газа в стране, что оказалось большим благом для России. К сожалению, с нефтяной отраслью произошло иначе. Она распалась на большое число акционерных компаний, децентрализовала технические средства, сузила фронт работ, потеряла часть квалифицированных работников и снизила добычу нефти.
Все эти изменения не могли не отразиться на общей экономике государства, тем более что процессы падения производства постепенно охватили все области промышленного производства страны. Произошло существенное сокращение объема финансирования отраслевой науки, частично и Академии наук России. Отечественная наука понесла большие кадровые потери, приобретение новой современной аппаратуры стало практически невозможным, крайне ограниченными оказались масштабы полевых исследований.
Претерпел преобразования и Научный совет по проблемам геологии и геохимии нефти и газа. Отделились и стали государственными советами региональные секции Украины, Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана, в связи с финансовыми затруднениями существенно сократилось число симпозиумов, конференций и заседаний Научного совета, уменьшилось число публикаций научных трудов. Президиумом Российской академии наук было признано целесообразным объединить ряд научных советов, в том числе Научный совет по проблемам геологии и геохимии нефти и газа и Научный совет по разработке месторождений нефти и газа в единый Научный совет по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа.
Председателем объединенного Научного совета стал акад. РАН И.С. Грамберг, а возглавлявший многие годы работу Совета акад. А.А. Трофимук был единодушно избран почетным председателем Совета.
В новых условиях Научный совет продолжил свою работу, преследуя цель объединения научных сил, продолжающих исследования в области нефтяной геологии.
Научному совету Российской академии наук удалось сохранить научные связи с нефтяниками Украины, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана, которые стали ассоциированными членами Научного совета РАН. В результате ряд конференций, проведенных в 90-е гг., приобрел международный характер. Такие конференции были проведены в Ташкенте, Симферополе и Баку.
Тематика конференций в связи с ограничением их числа приобрела более общий характер. Следует упомянуть международные конференции: "Геодинамическая эволюция и нефтегазоносность осадочных бассейнов" (1994 г.), "Тектонические и палеогеоморфологические аспекты нефтегазоносности" (1995 г.), "Новейшая тектоника и ее влияние на формирование и размещение залежей нефти и газа" (1997 г.), а также пленумы Научного совета, на которых рассматривались современное состояние проблемы происхождения нефти и газа (1991 г.), подземная гидромеханика (1992 г.), геология и оценка нефтегазового потенциала Западной Сибири (1992 г.).
Конференции и пленумы проводились практически каждый год, так что Научный совет не прерывал своей работы, несмотря на возникшие финансовые трудности. Большая заслуга в этом принадлежит ученому секретарю Совета Наталии Викторовне Марасановой, взявшей на себя значительную часть организационной работы при проведении пленумов Научного совета и конференций, а также тяжкие хлопоты, связанные с публикацией научных трудов совещаний.
Верной помощницей Наталии Викторовны в части публикаций трудов Совета является Татьяна Семеновна Сергиенко – бессменный референт Научного совета.
Внимательный читатель неизбежно обратит внимание на то, что в тематике совещаний (конференций) последних лет наиболее заметная роль отводится тектонике, что определяется не только прогрессом в развитии тектонических концепций (тектоника литосферных плит, концепция расширяющейся Земли, нелинейная тектоника), но также инициативой и личным творческим участием в этих совещаниях акад. В.Е. Хаина, члена бюро Научного совета и неизменного председателя секции "Тектоника и геоструктурный анализ нефтегазоносных бассейнов". Виктор Ефимович – член Совета и его бюро на протяжении всего времени существования Научного совета.
Также продолжительным и плодотворным явилось участие в работе Научного совета Н.А. Еременко, О.К. Бордовского, В.С. Сур-кова, А.Э. Конторовича, А.Н. Дмитриевского, М.Т.Абасова, В.Д. Наливкина, И.И. Нестерова, Ф.К. Салманова, С.Г. Неручева, Б.А. Соколова, В.В. Семеновича, Ю.Н. Карогодина, Н.А. Крылова, М.Д. Белонина, К.А. Клещева. Им и другим ветеранам Научного совета, упомянутым и не упомянутым в этой статье, мы обязаны тем, что традиции творческого развития геологической науки в сочетании с постоянной нацеленностью на решение практических задач нефтяной геологии неизменно соблюдались в деятельности Научного совета.
35 лет назад Институт геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) гостеприимно распахнул свои двери для Научного совета РАН и с тех пор неизменно остается штабом совета, местом проведения его пленумов, бюро, конференций и симпозиумов. Директора ИГиРГИ являются активными участниками работы бюро Научного совета.
Научный совет входит в свое 35-летие с уверенностью в том, что спад объемов и интенсивности нефтегазопоисковых и добычных работ – явление временное. Острая потребность в восполнении истощающихся подготовленных запасов углеводородов неизбежно приведет к необходимости существенного увеличения объемов нефтепоисковых и нефтеразведочных работ. Начнется и новый подъем научных исследований в области геологии нефти и газа.
Задача Научного совета по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа – всемерно способствовать этому процессу.