Московская синеклиза Восточно-Европейской платформы (ВЕП) – типичный представитель крупных тектонических единиц (площадь свыше 1 млн км2) с неясными перспективами нефтегазоносности. Ее положение и инфраструктура давно вызывали у нефтяников интерес, который периодически подогревался появлением прямых признаков нефтегазоносности – разгазирования бурового раствора, битуминозностью керна и т.д., отмечаемых в скважинах Даниловской, Любимской, Мосоловской, Бутовской и других площадей [Шиловская Т.И. Особенности геологического строения и оценка перспектив нефтегазоносности протерозойских отложений // Геология нефти и газа. 1997. № 9. ].
В тектоническом отношении она представляет собой вытянутую в северо-восточном направлении депрессию, осложненную системой глубоких грабенообразных впадин (авлакогенов) и валообразными инверсионными структурами над ними (. Гарецкий Р.Г., Айзберг Р.Е., Нагорный М.А. Особенности развития интракратонных надрифтовых синеклиз Восточно-Европейской платформы // Тектоника земной коры и мантии. Т. 1. М. 2005. С. 124–126.
Гарецкий Р.Г., Айзберг Р.Е., Николаев В.Г. Московская синеклиза: зарождение и эволюция // Доклады НАН Беларуси. 2001. Т. 376. № 4. С. 506–509.) Подошва синеклизных структурно-формационных комплексов чехла залегает в центре депрессии на отметках от –3,0 до –3,5 км, поднимаясь к северу и юго-западу. Синеклизный (плитный) чехол лежит как на породах фундамента, так и на доплитных, прежде всего катаплатформенных, структурно-формационных комплексах чехла. Последний выполняет ряд палеорифтов, заложившихся и развивавшихся в рифее – раннем венде, т.е. до образования Московской синеклизы. Центр депрессии наложен на Среднерусский авлакоген, состоящий из 4 ветвей: Сухонской, Валдайской, Тверской и Московской, юго-запад – на Оршанскую впадину, юг – на северо-западный фланг Пачелмского авлакогена, северо-запад – на Ладожский прогиб.
Различают следующие этапы развития Московской синеклизы: позднебайкальский, каледонский и герцинский. Палеотектонические события на ВЕП протекали достаточно сложно. Деструктивные процессы на разных этапах тектонического развития привели к вулканической и магматической активности и образованию траппового пояса. Процессы рифтогенеза наблюдались над зонами Пачелмского авлакогена и Волыно-Оршанского палеопрогиба.
В редкинскую фазу позднего венда произошла резкая структурная перестройка в центре кратона. Отдельные участки испытывали нисходящие движения. Над зоной Среднерусского авлакогена сформировался инверсионный Рыбинско-Сухонский мегавал. Амплитуда инверсионных движений в его пределах к концу этапа местами достигала 600–1000 м [2, 3]. В конце ордовика в пределах Московской синеклизы развился обособленный водоем с эвапоритовым осадконакоплением. К началу герцинского этапа к ВЕП присоединились участки континентальной коры байкалид на северо-востоке и каледонид с фрагментами байкалид на юго-западе. Осевая линия Московской синеклизы в герцинский этап мигрировала, разворачиваясь против часовой стрелки, с юго-востока на северо-восток. Следует отметить, что в первую половину герцинского этапа наибольшее прогибание Московской синеклизы было локализовано над ранними Пачелмским и Среднерусским авлакогенами. Со среднего карбона эта картина затушевывалась и вновь проявилась только в раннем триасе, когда существовал неглубокий прогиб вдоль северо-восточного фланга Сухонской ветви Среднерусского авлакогена. В альпийский этап главным событием на территории Московской синеклизы была регенерация Рыбинско-Сухонского мегавала, связанная с орогеническими движениями в Уральской складчатой системе. Амплитуда поднятий в пределах мегавала достигала 100–200 м. Анализ геотектонической и палеотемпературной обстановок Среднерусского авлакогена показал, что вендские нефтематеринские толщи достигли главной фазы нефтеобразования (ГФН) только лишь в середине–конце палеозоя. Палеотемпература среды в этот период соответствовала 110–130 °С. В формировании углеводородных скоплений могли сыграть роль неотектонические (олигоцен-четвертичные) подвижки. В период кайнозойской активизации тектогенеза происходило не только восстановление нефтегазоматеринского потенциала докембрийских толщ, но и эмиграция УВ в другие комплексы пород, создавая предпосылки для формирования вторичных залежей
[ Булин Н.К., Егоркин А.В. Возможная нефтегазоносность северо-западных и центральных районов Русской платформы (по данным сейсмических исследований) // Геология нефти и газа. 2000. № 1. Баженова O.K., Анохина Т.В., Постникова И.Е., Соколов Б.А. Литолого-геохимические предпосылки нефтеносности верхнего протерозоя Московского авлакогена и сопредельных территорий // Геология нефти и газа. 1997. № 4. Ермолкин В.И., Голованова С.И., Филин А.С. Аспекты прогноза нефтегазоносности верхнепротерозойских – нижнепалеозойских отложений Московской синеклизы // Геология нефти и газа. 1993. № 6. Астафьев Д.А., Шеин B.C., Алипова Н.Ю., Чагаев А.Я. Вопросы дальнейшего изучения Московской синеклизы // Геология нефти и газа. 2000. № 6.].
Углеводородные ресурсы Московской синеклизы оцениваются по-разному. По данным Министерства природных ресурсов, ее прогнозные запасы составляют около 300 млн т нефтяного эквивалента (н.э.). Ярославское территориальное управление геологии и использования недр считает, что они значительно выше – в пределах 2 млрд т н.э. Научно-производственный центр (НПЦ) «Недра» дает свою оценку – 0, 8–1 млрд т н.э.
В пределах Московской синеклизы поиски месторождений нефти и газа проводились в течение нескольких десятков лет. На первом этапе (60–70-е гг. ХХ в.) была проведена сейсморазведка, грави-магнито-электрометрические исследования, на всей территории отработана сеть региональных профилей КМПВ. В поисковое бурение введено более 10 площадей (Молоковская, Рыбинская, Букаловская, Даниловская, Любимская и др.). На Даниловской и Любимской площадях были отмечены прямые признаки нефтегазоносности и получены небольшие непромышленные притоки нефти. В скважинах Даниловская-1, -4, -9 притоки нефти из базальных песчаников редкинского горизонта венда составили до 200–250 л/сут. Нефть легкая (0,797–0,834 г/см3), малосернистая (0,04–0,39%), малопарафинистая (0,20–6,56%), содержит 1,58–7,38% смол и значительное количество (от 26 до 35–42%) бензиновых фракций, которые отличаются высоким содержанием метановых углеводородов (62,6–82,3%) при незначительном (3,7–3,9%) количестве ароматических (Соколов и др., 1997).
Рифейские отложения Московской синеклизы мощностью до 3–4 км представлены пестроцветными и красноцветными алевролитами, глинами и песчаниками, в верхней части карбонатными и терригенно-карбонатными породами. Отложения венда мощностью до 1200–1500 м представлены сероцветными, в верхней части красноцветными алевролитами и глинами с прослоями вулканогенных пород. Породы восстановительных и слабовосстановительных геохимических обстановок в седиментогенезе и диагенезе сравнительно широко развиты только в основании валдайской серии верхнего венда (редкинская, нижняя часть разреза любимовской свиты).
Второй этап изучения нефтегазоносности рифейских и вендских отложений Московской синеклизы был начат в 1992 г. по программе «Рифей». В соответствии с этой программой в 1992–2000 гг. изучена структура поверхности фундамента, определены границы рифейских грабенов, выделены площади для детальных поисковых работ, на ряде площадей (Северо-Даниловская и Молоковская) выполнены площадные работы МОГТ (200 км). В 2001 г. по решению Минприроды России полевые работы по программе были прекращены ввиду отсутствия положительных результатов и средств для финансирования программы (Филин и др., 2003).
Баженова О.К. и др. [Баженова O.K., Анохина Т.В., Постникова И.Е., Соколов Б.А. Литолого-геохимические предпосылки нефтеносности верхнего протерозоя Московского авлакогена и сопредельных территорий // Геология нефти и газа. 1997. № 4.] отмечают в разрезе отложений верхнего протерозоя Московского авлакогена и прилегающих территорий 6 уровней распространения нефтематеринских пород, характеризующихся повышенным нефтематеринским потенциалом, значительная часть которого не реализована. Степень катагенетической преобразованности нефтематеринских толщ, определенная по ряду различных показателей, не превышает уровень среднего мезокатагенеза, что ставит под сомнение влияние фактора времени на ход катагенетических преобразований этих отложений. Характер распределения современных температур на глубине 3000 м и их соотношение с уровнем преобразования нефтематеринских пород являются показателем близости современных температур к максимальным. Наиболее перспективными территориями по критерию генерации являются участки синеклизы, подстилаемые рифейскими рифтогенными прогибами.
В верхневендских отложениях Московской синеклизы основной очаг генерации и эмиграции жидких флюидов находится в районе Галичского прогиба, причем нефтематеринские толщи залегают гипсометрически ниже, чем в прилегающих районах, поэтому аккумуляция возможна в базальных пачках песчаных разностей пород редкинской свиты, как это установлено в даниловских скважинах [. Ермолкин В.И., Голованова С.И., Филин А.С. Аспекты прогноза нефтегазоносности верхнепротерозойских – нижнепалеозойских отложений Московской синеклизы // Геология нефти и газа. 1993. № 6. ].
Гидрогеохимическая характеристика вендско-нижнекембрийского комплекса Московской синеклизы благоприятна для накопления углеводородов. Воды комплекса хлоркальциевого типа, высокоминерализованные. Минерализация в региональном плане увеличивается с запада на восток и от бортовых участков синеклизы к ее центру и изменяется от 228 до 305 г/см3. Газонасыщенность вод также возрастает к центральной части синеклизы, где она достигает 550–637 см3/л. В ряде случаев отмечается повышенное (до 78%) содержание углеводородных газов. В прибортовых зонах газонасыщенность вод снижается до 90–100 см3/л и одновременно уменьшается содержание углеводородов (до 2–4%), растет содержание азота (до 90% и более). Упругость растворенных газов варьирует от 1,4 до 7 МПа и составляет от 7 до 20% пластового давления. По мере уменьшения глубины в вертикальном разрезе также отмечаются уменьшение содержания растворенных углеводородов и увеличение азотных газов.
Изучение геохимических параметров нефти Даниловской площади позволяет отнести эту нефть к зоне начала и прогрессирующего развития процессов нефтеобразования. Однако не исключено обнаружение конденсатов вторичного генезиса в приразломных зонах Московской синеклизы, где, по одной из точек зрения, была возможность эмиграции 85% углеводородов от генерационного потенциала как рифейских, так и вендских нефтематеринских пород морского генезиса [. Ермолкин В.И., Голованова С.И., Филин А.С. Аспекты прогноза нефтегазоносности верхнепротерозойских – нижнепалеозойских отложений Московской синеклизы // Геология нефти и газа. 1993. № 6. ].
При обосновании объектов под глубокое бурение использовались традиционные критерии (наличие пласта-коллектора, флюидоупора, локальной структуры, очага генерации, условий сохранности залежи), которые верны и для Московской синеклизы, но чтобы добиться успеха, необходим учет иных критериев.
http://naen.ru/journal_nedropolzovanie_xxi/arkhiv-zhurnala/2012/6_iiv_vserossiyskiy_sezd_geologov_kurs_na_modernizatsiyu_otrasli/