В №4/16 «Недропользование-ХХ1 век» опубликована критическая статья - отклик Я. Г. Грибика (Я.Г. Грибик. Об особых типах скоплений трудноизвлекаемых запасов углеводородов. //Недропользование XXI век. 2016. № 4. С. 124-131.) на статью (Карпов В.А. Об особом типе скоплений трудноизвлекаемых запасов УВ //Недропользование XXI век. 2016. № 3. С. 132– 139.).
Попытаемся адекватно ответить на поставленные вопросы, критические замечания и привести новые аргументы в пользу реальности развития эмульсионных скоплений УВ.
Первый момент таков:
Я.Грибик: «Одной из важных составляющих процесса формирования ЭЗ автором придается тектоноблендеру, являющемся по мнению В.А. Карпова стержневым процессом формирования разнотипных углеводородных залежей. У нас нет четкой позиции и понимания этого явления (а тем более названия), однако на некоторые положения следует обратить внимание. В частности процесс формирования залежей за счет неоднократного чередования активных и пассивных фаз развития геологического объекта. При этом в завершающей активной стадии в разрезе возникают дилатантные участки породы, в которых происходит процесс перемещения УВ с формированием вторичной залежи. Описываемый механизм обосновывается весьма неубедительно с тех позиций, что формирование таких залежей должно происходить в емкости породы, сформированным дилатантным процессом. Таким процессом формируется чисто трещинная емкость, проявление которой в природе весьма ограниченно. В этом процессе весьма определяющую роль автором придается нисходящим флюидным движениям. Однако следует учитывать, что пластовое флюидное давление в емкости в том числе и дилатантной формируется горным давлением вышележащих пород, т.е. чем глубже залегает емкость, тем выше горное давление пород и естественно пластовое давление в емкости. Переток же флюида будет происходить в емкость характеризующуюся более низким давлением чем пластовое давление в очаге вытекания, т.е. возможен переток либо вверх либо по латерали. При этом скорость перетоков естественно не происходит в стадии турбулентного потока даже по тектоническому разлому, а путем фазового флюидного перемещения.»
Вряд ли Ярослав Гаврилович будет возражать против того, что в том же Припятском прогибе разломы создали определяющие условия для нефтенакопления. В обсуждаемой работе указано на то, что конечную картину размещения скоплений УВ «продиктовали» разломы, активные в последнюю фазу тектонического развития (в т.ч. – на современном этапе), что вызвало смешение и перемещение флюидов (и иногда породы, в т.ч. дайки и силлы песчаников). Отсюда такое, может быть, не очень «геологичное» и благозвучное название таких разломов, но вполне отражающее суть процессов, происходящих при их активизации. Описываемый механизм подчеркивает, что формирование таких залежей должно происходить в емкости породы, сформированной в результате проявления дилатансии, приводящей к формированию тектоногенной трещинной емкости, максимумы проявлений которой, как правило, фиксируются в более чистых разностях песчаников и карбонатов (В.А.Карпов, Т.В.Колдашенко, Т.А.Черевко. Перспективы нефтегазоносности девонских отложений южной части Припятского прогиба. В сборнике «Нефтегазоносность западных районов Европейской части СССР», ВНИГНИ, М., 1986. ), т.е., - в результате увеличивается объем первичной емкости.
И конечно, в этом процессе определяющую роль отводится нисходящим флюидным движениям, ибо далеко не всегда, чем глубже залегает емкость, тем выше пластовое давление пород. Существуют реальные гидрогеологические (гидрохимические и гидродинамические) инверсии, что и определяет возможность перетока флюида в емкость, характеризующуюся более низким (приведенным к одной глубине) пластовым давлением, чем давление в очаге вытекания, т.е. возможен перемещение масс не только вверх и по латерали, но и вниз. Об этом достаточно убедительно поведали в своих работах Абукова Л.А. ( Абукова Л.А., Яковлев Ю. И. Геоэкологическая концепция разработки месторождений нефти с низким гидродинамическим потенциалом // Нефтепромысловое дело. 2008.), Яковлев Ю. И (Яковлев Ю.И. Теория и примеры нисходящей миграции углеводородов. Формирование, поиск и разведка газовых залежей: сб. науч. тр. ВНИИГаз. М., 1988. С. 29-37), Киреев Ф.А. (Киреев Ф.А. Граниты и их нефтегазоносность. //Дегазация Земли и генезис нефтегазовых месторождений (к 100-летию со дня рождения академика П.Н. Кропоткина). М.: ГЕОС, 2011 С. 442-455.).
А то, что, как считает Ярослав Гаврилович, «… скорость перетоков естественно не происходит в стадии турбулентного потока даже по тектоническому разлому, а путем фазового флюидного перемещения» не имеет пока инструментального подтверждения, хотя наблюдаемые катастрофические изменения рельефа, гидрографии, динамики дебитов скважин и т.п. во время землетрясений вряд ли возможно без участия турбулентного режима флюидопотоков.