Хочу высказать вдогонку своему выступлению на обсуждении "КЧ":
1. При обсуждение дальнейших планов "КЧ" и проблем был поднят вопрос о преподовании наметившейся Парадигмы "Глубинной нефти" и материалов "КЧ" в ВУЗах с кафедрами геологической или, сугубо, нефтяной специализацией. Безусловно, вопрос болезненный и, соответственно, актуальный. На сегодняшний день мы в России столкнулись, уже после распада СССР, не только с демографическим провалом, но и с провалом преподования азов науки не только в школах, но и в ВУЗах (?). После второго дня конференции я пообщался в ГИНе с Владимиром Георгиевичем Трифоновым. Да, он долгие годы наряду с активной научной работой преподовал геодинамику, с упором на неогеодинамику, в ВУЗах. А в разговоре со мной он сказал, что "устал" преподовать современным студентам. Нет он не устал физически и духовно (он за пару дней до моего приезда в Первопрестольную вернулся из Турции, где по-полевому в междуречье "Тигра и Ефрата", в свои 80 с небольшим, лет собирал материалы по, если можно так сказать, археолого-геодинамике, да простит меня он за этот "термин". Кстати, когда наши представители ЦК КПСС начали награждать друг друга медалями "Героя СССР" или "Героя Социалистического Труда" в связи с 70-ти и дальнейшими пяти- и десятилетиями, то один сатирик сказал: "
Возраст - это не... подвиг"
). Он сказал, что устал от той слабой общеобразовательной подготовленности современных студентов, которая у них к сегодняшнему дню заложена в школах. Похоже, что по отношению к уровню преподования в школах России в России уже принята, как говорят нынче, "Политическая воля". Надеемся, что при этом будет учтен опыт преподования азов знаний в школах от бывшего СССР.
2. Я уже говорил, что предложил читать лекции по применению тектонофизике в геодинамике, равно как её применению для усовершенствования тектонических предпосылок прогноза и поисков месторождений твердых и горючих полезных ископаемых на родном "Геофаке" КГУ, ныне КПФУ. Поначалу реакция была положительная. Даже дали пару академ-часов прочесть весь курс лекций для пятикурсеиков (кстати последний выпуск традиционных дипломников) и несколько больше часов для бакалавров (это новое по обучению в ВУЗах РОссии). Этот курс я мог бы читать и семестр и год или два, в зависимости от необходимости подробного чтения, как азов тектонофизики, так и другого материала. Чем-то или как-то я почувствовал, что мне, не смотря на обещания, читать эти лекции не дадут и поэтому рекомендовал, как студентам, так и бакалаврам просто "скачать" мой курс исходя из принципу: "Авось, в Жисти и... пригодиться, для того чтобы работать не "по вере" или из любви к Геологии, а "
по своему разумению". Человек пятнадцать "скачали" мою презентацию лекций. Да, это мое пожелание: "сеять Разумное , Вечное, Доброе" растворилось в воздухе
. Но, я не осерчал, не пошел скандалить или "резать Правду-Матку" в деканат и тем более в ректорат. Почему? А очень просто: я вспомнил, как нас и меня, в том числе, обучали и хорррошо обучали! Например, нам лекции читали, а то и практики вели завкафедрами со всесоюзными или даже мировыми именами! И нам подробно давали тот
максимальный-минимум информации, с которым мы на производстве не прападем, прошу пардону, "
как сопля в фартуке" . Так у большинства и получилось. Многие в Геологии работая на поизводстве достигли больших результатов и уровня государственных руководителей на производстве, а немногие - тоже достигли высоких результатов и в научной работе. За это и спасибо родному Геофаку. И, по-видимому, сейчас тоже на Геофаке реально отдают себе отчет в том как надо готовить специалистов от геологии для работы на производстве. И это правильно! Научной работой займутся не все выпускники геофака. Но, бывает и так, что производственники, не все, рано или поздно уходят в своей работе по научнорй стезе. И эта советская систама подготовки инженеров в ВУЗах была разработана до деталей от школьной скамьи, ПТУ, техникумов начиная от В.И. Ленина и при И.В. Сталине до ВУЗов. Поэтому лозунг В.И. Ленина: "Кадры решают всё!" воплощался в жизнь. По свидетельству Владимира Цветова, советского корреспондента, который проработал много лет в Японии, в некоторых цехах на частных предприятиях и фирмах Японии были вывешен этот самый лозунг: "Кадры решают всё!".
3. А что касается чтения сегодняшних достижений по парадигме "Глубинной нефти" или в геодинамике или применения тектонофизики к прогнозу и поискам месторождений полезных ископаемых, то могу сказать, что нынешние профессора и доценты на Геофаке далеко не ретрограды, а вполне осведомленные профессионалы и многие из них постоянно пополняют свои лекции новыми материалами по тем предметам, которые они преподают. Со многими из них я, по-прежнему, общаюсь и как-то обмениваюсь информацией. Есть, конешно и те, кто заслышав термин: "плейт-тектоника" начинают чуть ли не креститься и отмахиваться от меня , как от Чудака на букву "М" .
Вот и получается, что для преподования достижений "КЧ" в современных ВУЗах, по-видимому, необходима системообразующая роль Государства в этом преподовании или та же "Политическая Воля".
Впрочем, все процессы, как в Природе, так и в социуме равно как и в мышлении обладаю.... ИНЕРЦИЕЙ. .
P.S. Кстати, на базе Геофака КПФУ, сейчас - это Институт геологии и нефтегазовых технологий, очень глубоко и плодотворно организованы занятия, олимпиады юных геологов и геологические практики для школьников со всей Республики Татарстан, в содружестве с другими регионами России. Так что, в Республике Татарстан очень плотно и последовательно занимаются подготовкой будущих геологов. И эти мероприятия проходят под постоянным патронажем Президента Республики Татарстан.
И не важно, что многие из них не будут поступать на геофак. Важно то, что эти школьники уже будут глубже знать свою Родину, свою родную землю и не отделятся от окружающей их Природы. Или просто говоря: будут.. патриотами.