На сайте Федерального Агентства по Недропользованию (
http://www.rosnedra.gov.ru/article_print/8802.html) появился
Проект Резолюции VIII Всероссийского съезда геологов20 октября 2016В работе VIII Всероссийского съезда приняли участие более 2000 специалистов, представителей академической и отраслевой науки, предприятий геологического профиля, недропользователей, министерств и ведомств, Правительства и палат Федерального Собрания Российской Федерации.
В адрес участников съезда поступили приветствия от Президента России, Председателя Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
Делегаты и участники VIII Всероссийского съезда геологов отмечают, что в период между VII и VIII съездами Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию и Российское геологическое общество приложили значительные усилия по реализации рекомендаций VII Всероссийского съезда геологов.
Разработана «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года», в законодательство внесены изменения и дополнения, повышающие инвестиционную привлекательность недропользования, обеспечено расширенное воспроизводство ряда важнейших видов полезных ископаемых.
VIII Всероссийский съезд геологов констатирует:- Минерально-сырьевой комплекс – основной донор бюджетной системы страны, главный источник средств для перевода отечественной промышленности на новый технологический уровень и социально значимый сектор отечественной экономики. Его фундамент – разведанные и оцененные запасы, локализованные прогнозные ресурсы полезных ископаемых. В долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей возможна лишь в том случае, если развитие минерально-сырьевой базы идет непрерывно и выявляемые запасы компенсируют погашенные при добыче.
- В отечественных недрах выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота и многих других полезных ископаемых. С другой стороны, в последние годы испытывается острый дефицит качественных запасов ряда стратегических полезных ископаемых, таких как, марганцевые, титановые, вольфрамовые, хромовые, редкоземельные и урановые руды, бокситы и др. Для их восполнения необходимо создание и внедрение современных технологий переработки бедных, рядовых и упорных руд и развития поисков объектов с богатым и технологичным оруденением.
- Усиливается тенденция к исчерпанию запасов месторождений богатых и легкообогатимых руд. В эксплуатацию вовлекаются объекты с относительно бедными и труднообогатимыми рудами. Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти и природного газа. В целом, нетрадиционные типы руд месторождений, разработка которых ранее считалась нерентабельной, становятся все более востребованными. В связи со снижением запасов доступных месторождений традиционных типов объектами геологоразведочных работ становятся все более глубокие горизонты земной коры, акватории континентального шельфа, а в последние годы даже континентального склона и дна океана. Обозначился острый дефицит поисковых площадей, что требует активного проведения региональных прогнозно-минерагенических исследований с целью достоверной локализации перспективных участков недр, пригодных для проведения детальных ГРР.
- Снижается качество выявляемых месторождений, растет глубина их обнаружения. Основная часть прироста запасов приходится на фланги рудных зон и залежи. Это определяет запрос на создание все более сложных и чувствительных технических средств для выполнения ГРР на нефть, газ и твердые полезные ископаемые. При этом отсутствует целенаправленное финансирование технического и технологического перевооружения специализированных государственных геологических предприятий, выполняющих основной комплекс работ по государственному заказу.
- Несмотря на это установлен почти десятилетний рост количественных показателей прироста запасов, согласованный с ростом бюджета ГРР. Увеличивается и средний размер открываемых месторождений. Открытия 2000-х базируются на усилиях, как государственной геологической службы, так и компаний. Доля открытий месторождений в России за это время составляла около 10 % от общемировых, при том, что доля бюджетных затрат не превышала 4 %. При этом открытия осуществляются по широкому спектру полезных ископаемых. Это обусловлено активным внедрением современных поисковых и разведочных технологий, недоступных ранее; ростом инвестиций в поиски нетрадиционных для Российской МСБ типов оруденения; высоким профессионализмом геологических кадров, сумевших в кратчайшие сроки адаптировать и реализовать новые технологии к решению поисковых задач.
- Проведена серьезная подготовка к корректировке Госпрограммы особенно в части усиления поисковых работ на Востоке страны. При этом в Госпрограмме первоначально не были учтены риски ее реализации, связанные с недостаточностью и низким качеством поискового задела на Дальнем Востоке. Корректировка Госпрограммы необходима в части усиления приоритетов отраслевой направленности работ. Анализ обеспеченности МСК запасами и структуры поступлений НДПИ показывает, что абсолютный приоритет в бюджетном финансировании принадлежит сектору благородных металлов и алмазов, некоторым видам цветных металлов. Представляется оправданной корректировка программы в части переноса всей полноты затрат по производству ГРР на недропользователей. За государством можно оставить лишь отдельные, ключевые направления работ по ВМСБ, связанные со стратегическими видами минерального сырья и, безусловно, тематические работы, связанные с анализом и обобщением информации о состоянии МСБ, технологиях ГРР и отработки месторождений. Это определяет необходимость корректировки показателей программы с учетом этих модифицирующих факторов.
- Сокращение бюджетного финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы ведет к уменьшению объема локализованных прогнозных ресурсов полезных ископаемых и, как следствие, к сокращению поискового задела и к сокращению доходов в федеральный бюджет за счет разовых платежей за пользование недрами. Фонд перспективных поисковых площадей сегодня обеспечивает поисковую активность только на несколько лет. Значительная часть объектов характеризуется низкой степенью изученности и высокими рисками получения отрицательных результатов. С учетом высокой активности инвесторов при реализации «заявительного принципа» лицензирования требует его расширение на участки недр содержащие прогнозные ресурсы категории Р1 и Р2.
- Положительно сказывается на повышении инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ и снижении излишних административных барьеров постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, проводимое в последние годы. Тем не менее, в этой области остаются нерешенными ряд проблем законодательного уровня, в частности – неполнота регулирования вопросов геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы, оборота геологической информации, создание условий для развития юниорных геологических компаний, повышение конкурентоспособности минерально-сырьевой базы.
- Необходимо продолжать актуализацию основных документов, регулирующих геологоразведочные работы и действующее законодательство, в частности в области государственных закупок, которое не в полной мере учитывает специфику геологоразведочных работ, что приводит к снижению их эффективности и качества. Несовершенна и система ценообразования геологоразведочных работ, базирующаяся на устаревших нормах и расценках.
- Продолжает снижаться престижность геологических профессий и качество подготовки специалистов. Обостряются социальные и кадровые проблемы, вызванные отсутствием государственной поддержки, прежде всего молодых специалистов.
- VIII Всероссийский съезд геологов рекомендует Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию:- Признать геологоразведочные работы – важнейшим направлением в обеспечении национальной минерально-сырьевой безопасности Российской Федерации, которая является неотъемлемой частью экономической и энергетической безопасности и достигается установлением оптимального баланса между добычей, разрабатываемыми, резервными запасами и прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых.
- Для реализации этой задачи государственного значения, необходимо внесение ряда изменений в законодательство, регламентирующих порядок и условия аукционов (торгов) при проведении закупок на выполнение ГРР.
- Необходима разработка и реализация принципиально новой системы ценообразования ГРР, отвечающей действующему законодательству и современным экономическим условиям для применения всеми организациями не зависимо от источников финансирования ГРР и форм собственности.
- Необходимо обеспечить геополитические приоритеты России на основе выявления и использования минерально-сырьевых ресурсов, в том числе и на континентальном шельфе.
- Привести в соответствие нормы земельного, лесного и водного законодательств для упрощения получения права геологического изучения сопредельных к разрабатываемым месторождениям участков недр для расширения МСБ действующих предприятий.
- Повысить степень реализации минерагенического потенциала страны, усилив общегеологическую и поисковую изученностью, с активным внедрением современных поисковых и разведочных технологий, недоступных ранее с одновременным ростом инвестиций в поиски нетрадиционных для Российской МСБ типов оруденения.
- Для устойчивого развития юниорного сектора продолжить расширение заявительного принципа лицензирования пользования недрами. Рассмотреть создание биржевой площадки компаний –юниоров для проведения геологоразведочных работ на ранних стадиях геологического изучения недр а также создание инвестиционного фонда развития МСБ Р оссии, способствующего становлению финансового рынка юниорных геологических компаний.
- Ввести в действие новые документы, регулирующие геологоразведочные работы – Классификацию запасов твердых полезных ископаемых, Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, Правила проектирования и Регламенты разработки месторождений полезных ископаемых. Утвердить в Правительстве «Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года», создать целевую государственную программу технического и технологического перевооружения государственных геологических предприятий и учреждений и завершить корректировку ВИПР.
- Продолжить работы по развитию приоритетных направлений и критических технологий в плане их ресурсного обеспечения в целях реализации Указа Президента РФ от 07.07.2011 № 899.
- Усилить роль Российской геологической науки в создании и внедрении новых технологий ведения ГРР, что является насущной, востребованной задачей геологов России, требующей государственной поддержки. Повысить значимость отраслевой науки – фундамента для развития инновационных подходов при проведении ГРР и реализации их результатов.
- Разработать концепцию геологического образования, учитывая современные требования в его организации с увеличением времени прохождения полевых практик (учебных и производственных) и внедрением госпрограммы целевого обучения специалистов. Ввести государственные квоты распределения специалистов, обучавшихся за бюджетные средства.
- Разработать и реализовать мероприятия социальной поддержки ветеранов, работников и молодых специалистов геологической отрасли, включая вопросы роста заработной платы, обеспечения жильем, охраны труда, достойного материального вознаграждения за открытие месторождения.
Что можно сказать, коллеги. Гора родила мышь, это еще раз доказывает тщетность всех попыток здоровых сил общества изменить что-либо в нашей стране, стране победившего чиновничье-олигархического капитализма.
Да, они - чиновники, авторы Проекта Резолюции, видят реальные угрозы их беспечному существованию (снижение ресурсной обеспеченности страны), знают, что нужно делать для продления их благоденствия (инвестировать в ГРР, предоставив для этого всевозможные льготы, для конечной цели увеличения приростов запасов пи), но не знают, или не хотят замечать, как это нужно сделать, потому что последнее требует мозгов (у чиновников их нет) и вложения денег (им и на свои нужды не хватает). Чиновники думают отделаются общими заклинаниями, да подачками, не получится, болезнь слишком запущена и без хирургического вмешательства уже ситуацию не спасти. Впереди нашу страну ждут серьезные проблемы и потрясения. Впору запасаться дровами (
https://regnum.ru/news/economy/2144679.html).