Привожу выдержку из готовящейся к публикации статьи (доклад на 2-х КЧ):
МАНТИЙНЫЕ ОЧАГИ ГЕНЕРАЦИИ УГЛЕВОДОРОДОВ: ГЕОЛОГО-ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ПРОГНОЗНО-ПОИСКОВЫЕ КРИТЕРИИ КАРТИРОВАНИЯ; ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕФТЕГАЗОНОСНОСТИ НЕДР КАК ОТРАЖЕНИЕ РАЗГРУЗКИ В ЗЕМНОЙ КОРЕ МАНТИЙНЫХ УВ-СИСТЕМ (Электронный журнал "Глубинная нефть". Том 1. №10. 2013).
...
II. МЕХАНИЗМ, ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ГЕОЛОГО-СТРУКТУРНЫЕ УСЛОВИЯ
ВЕРТИКАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И РАЗГРУЗКИ УВ ИЗ ВЕРХНЕЙ МАНТИИ В ЗЕМНУЮ КОРУ
Природа каналов вертикальной миграции, механизм и процессы локализованной разгрузки УВ в земной коре, в силу особенностей ее состава и реологических свойств, могут и отличаются, как мы по-кажем ниже, от механизма внутриочаговой мобилизации, осуществляемой на основе эффекта амор-физации структуры, приводящей к увеличению пористости и диффузии комплексов типа C-H и O-H и допускающей возможность горизонтальной миграции водорода и водородных комплексов на боль-шие расстояния по зонам барьерного эффекта (по И.Л.Гуфельд).
Реологические свойства и физика очага землетрясений (сейсмодислокаций), как фактор
ограничений на глубину проникновения хрупких деформаций и разрывных нарушенийДля объяснения первичной внутриочаговой мобилизации («первичной миграции» в терминах органического учения) и принудительной эвакуации, вертикальной миграции или фильтрации («вторичной миграции» в терминах органического учения) мантийных сверхсжатых напорных УВ флюидных систем из глубинных очагов генерации в верхнюю часть земной коры (осадочный чехол и кристаллический фундамент) УВ-флюидов, необходимо обосновать природные движущие механизмы, законы гидродинамики, свойства геосреды контролирующие физические процессы глубинного массопереноса.
При обсуждении глубины проникновения разломов вглубь Земли вводят ограничения на реологию геосреды, пластически-вязкое состояние которой ограничивает распространение разломов, как плоскости скалывания и хрупкого разрушения горных пород.
Известно, что глубины очагов коровых землетрясений составляют 30-50 км и более, а глубины очагов глубокофокусных землетрясений достигают 200 км и более (600-700 км). Природа очага землетрясений (сейсмодислокаций в более широком понимании) давно разгадана и связывается со сдвиговыми (сколовыми в геомеханическом понимании) деформациями объема геосреды и обусловлена изменением объема и геометрии очага деформации. Таким образом, существование разломов, как поверхностей (зон концентрации) хрупких (упругих) деформаций допускается на глубинах зарождения коровых и глубокофокусных мантийных землетрясений. Как в таком случае объяснить противоречие между представлениями о размягченной пластичной (вязкой) мантии и про-явлением сколовых деформаций и хрупкого (упругого) разрушения геосреды? (рис.7).
Объяснение. Упругость и пластичность, как свойства реологического состояния геосреды, являются динамическими, не стационарными константами горных пород и в зависимости от скорости нагружения (деформирования) могут вести себя как упругая или пластическая среда.
Примеры. Известно, что при высоких скоростях удара о поверхность жидкости (пуля входит в воду), образуются осколки воды, которые, разлетаясь под действием капиллярных сил, восстанавливают округлую форму капли. Классический пример растекания смолы на поверхности стола и ее хрупкого разрушения на осколки при ударе молотком – наглядно демонстрирует это известное физическое свойство зависимости реологического состояния материалов и горных пород от скорости деформирования.
При высоких скоростях деформирования, наряду с количественными изменениями прочности и пластичности пород происходят и качественные изменения механизма деформации. Скорость деформирования оказывает значительное влияние на вид предельных кривых пластичных пород. Так для каменной соли предельные кривые при скорости деформирования 40 м/с приближаются к прямой с крутым наклоном, характерным для хрупких пород (кварцит), а при скоростях >40 м/с для всех пород (пластичных и хрупких) имеет место одна общая предельная кривая [Шрейдер Л.А., Байдюк Б.В., Павлова Н.Н., 1968].
Скорость хрупкой деформации горных пород близка скорости упругих волн и может достигать величины 3-5 км/сек и более (7-8 км/сек). При таких скоростях нагружения деформации в зонах разломов происходят через хрупкое разрушение и никакие глубины залегания горных пород в интервале земной коры ее не ограничивают, а лишь глубина залегания очага сейсмического возбуждения и его интенсивность. В этой связи природа и физическое состояние разлома (линейной зоны разрушения) на глубинах стационарного пластического (упруго-пластического) состояния горных пород – есть квазистационарное (фантомное) состояние периодического перехода от вязко-пластического состояния течения (затекания и залечивания) к хрупкому импульсно-резонансному возбуждению и формированию роя приразломной локализованной трещиноватости, переходящей на кратковременном импульсе резонанса в магистральный шов хрупкого скалывания (сдвига) и перемещения горных пород и флюидов во фронте динамического влияния очага сейсмического возбуждения.
Скорость этих процессов соизмерима со скоростью упругих волн (сейсмодислокации) и более длительное функционирование очагов разгрузки глубинных флюидов объясняется противодействием давления флюидов смыканию трещин и механическим ограничением смыканию трещин трещинных минеральных излияний и инъекционных (взрывных) брекчий, сопутствующих процессу сейсмодислокаций, как парагенетическое явление скрытой эксплозии и разгрузки глубинных флюидов в зонах растяжения земной коры на телах структур сдвиговых (сколовых) деформаций. Эти процессы неразлучны и в вопросе первопричины еще остаются неопределенности.
© Ссылка на авторство обязательна.