Происхождение нефти газа: от теории происхождения к технологиям поисков > Аргументы в пользу и против теории Peak Oil

Аргументы в пользу и против теории Peak Oil

<< < (2/13) > >>

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Николай, спасибо за информация. Я посмотрел, но ознакомлюсь позже, сейчас не до этого, готовлюсь к конференции.
Это тема крайне интересна и подходы к ней и решения по ней диаметрально противоположные у сторонников биогенного и абиогенного происхождения нефти. Все эти вопли и апокалиптические ужастики исходят от сторонников биогенного генезиса, которые с регулярной периодичностью (коррелируй с биржевыми индикаторами) появляются в прессе.
Я всегда говорил: признать нефть абиогенной (неорганической) - это признать неисчерпаемость ее источников и писал по этому поводу следующее.
Вот фрагмент из статьи "Современное состояние практики и методологии поисков нефти –
от заблуждений застоя к новому мировоззрению прогресса" (Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений, 2010, №11, с.20-32 - доступна в Базе Знаний):
Американские страшилки или «холлуины» нефтяных экспертов. Начиная с появления учения «нефтяного пика» М.К.Хабберта (M.King Hubbert, 1969) мировое сообщество пугают приближением «конца света» в связи с исчерпанием нефтяных ресурсов. С определенной регулярностью появляются «пророчества» западных экспертов, предсказывающие начало конца, а именно достижение пика нефтяного производства («нефтяной пик»), после которого мировая добыча и воспроизводство УВ начнут стремительно падать (рис.2). Школа «нефтяного пика» (www.peakoil.net)  подкрепляет свою теорию положениями, взятыми из западных учебников по геологии, написанных главным образом американскими нефтяниками, утверждающими, что нефть является «ископаемым топливом», продуктом биологического распада и, что она должна закончиться.
Однако, вопреки учению Хабберта, различным школам «нефтяного пика» и пророчествам американских «экспертов», открываются крупные и гигантские месторождения нефти и газа, в том числе в странах миновавших «нефтяной пик». С 2000 года в мире открыто 33 нефтяных и 39 газовых гигантов, в том числе: Кашаган (Казахстан) - 1.5 млрд. тн; Азери-Чираг-Гюнешли (Азербайджан) - извлекаемые запасы 923 млн. тн.; Кариока (Бразилия) - 33 млрд. барр.; Ноксал (Мексика) - 10 млрд. барр.; Фердоус, Азадеган, Мунд, Заге (Иран) с запасами 30.6 млрд. барр., 26 млрд. барр., 6.63 млрд. барр., 1.3 млрд. барр. соответственно. Примеры можно продолжать.
Кому выгодно поддерживать миф об ограниченности нефтяных ресурсов, об исчерпаемости кладовых Земли? Понятно не геологам, нами движет исключительно научный интерес, идея торжества истины. Но мы невольные заложники борьбы интересов. Для нефтяного лобби с Уолл-стрита возможность заказа очередного энергетического кризиса на основе страшилки «нефтяного пика» является инструментом биржевых спекуляций мирового масштаба для поддержания спекулятивно дутой экономики США. В этом смысле гипотеза ОМП нефти имеет куда более серьезную поддержку в банковско-биржевых кругах и нефтяных картелях Запада, нежели в университетских лабораториях и новых открытиях таинства рождения нефти московских профессоров. Нефть давно перестала быть предметом науки, она переместилась в область интересов политиков и банкиров. Сделать нефть неорганической – значит обесценить ее неисчерпаемостью запасов, вместе с активами американских банкиров и арабских шейхов, а теперь и российских олигархов. Нефть потому - черное золото, потому что она может кончиться. Песок и воздух не имеют цены, потому что они неисчерпаемы, но попробуйте обойтись без воздуха и только тогда вы поймете его ценность".

Карпов Валерий Александрович:
ПАТРИАРХ ТАТАРСТАНСКОЙ НЕФТЯНКИ СДЕЛАЛ САМОЕ СЕНСАЦИОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ, КОТОРОМУ ПОРАЗИЛСЯ ДАЖЕ МИННИХАНОВ 

Нефтегазохимический форум, открывшийся вчера в Казани, –  это ежегодный смотр дел и компаний, которые определяют в Татарстане все: от бюджета до спорта. Первый день форума преподнес много интересного, но, пожалуй, самым умным и глубоким, максимально критичным (один разнос в пух и прах дел в «Татнефти» чего стоил!) и самым невероятным (с точки зрения интересов будущего республики и каждого ее жителя) стал, как отметил корреспондент «БИЗНЕС Online», доклад Рената Муслимова. 78-летний ученый долгое время был главным геологом в Альметьевске, а потом многие годы консультировал и консультирует Шаймиева и Минниханова.

   
КУДА УПАЛА НЕФТЕОТДАЧА

Вчера, как это и заведено уже многие годы в начале в сентября, на территории выставочного центра «Казанская ярмарка» открылся нефтегазохимический форум, в рамках которого проходит трехдневная  научно-практическая конференция «Проблемы повышения эффективности разработки нефтяных месторождений на поздней стадии». Идеологический зачин форуму положил президент Татарстана Рустам Минниханов , прибывший на симпозиум с турецко-татарского делового форума . Открывая мероприятие, он с тревогой заговорил о состоянии дел на старейших месторождениях республики.

 
«Основные группы месторождений открыты 70 - 80 лет назад, и сегодня они вступили в позднюю, завершающую, стадию разработки. Эта стадия характеризуется резким снижением дебита, высокой степенью обводненности скважин и сравнительно низким коэффициентом извлечения нефти, – перечислил президент реалии сегодняшнего дня. – Как следствие, увеличиваются удельные эксплуатационные затраты, стремительно растет доля выработки активных запасов, опережающими темпами растет доля трудноизвлекаемых».

Здесь Минниханов перешел  от эмоций к цифрам: «Сегодня в стране выработка активных запасов составляет около 70 процентов. Доля трудноизвлекаемых запасов выросла до 67 процентов, степень их выработки составляет 30 процентов. Ввиду истощения базовых месторождений, удорожания добычи и ухудшения качества новых запасов темпы прироста нефтедобычи по стране в последние пять лет снижаются. Растет себестоимость подготовки промышленных запасов нефти. Средняя проектная нефтеотдача по отечественной нефтедобыче упала с 1995 года с 0,37 до 0,3».

Однако в этих условиях обеспечение прироста запасов возможно только за счет разработки и внедрения новейших технологий во всех сегментах нефтяной промышленности, полагает президент. Он привел пример «Татнефти», которой удалось переломить тенденцию падения добычи и стабилизировать ее с небольшими темпами прироста. В результате с 1998 года по сегодняшний день годовой объем добычи компании вырос на 2 млн. тонн. Отметил Минниханов и работу нефтяников в отношении развития разработки месторождений высоковязкой нефти. В частности, на Ашальчинском месторождении с начала разработки добыто 240 тыс. т вязкой нефти, среднесуточная добыча в настоящее время составляет 502 тонны.

  Ренат Муслимов
ТУФТЫ ОЧЕНЬ МНОГО

Однако успехи татарстанских нефтяников под несколько иной призмой рассмотрел консультант президента по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов . Патриарх татарстанской нефтянки, входящий в совет директоров «Татнефти»  и долгие годы являвшийся советником Минтимера Шаймиева , выступил с докладом «Пути увеличения и эффективного использования углеводородного потенциала Республики Татарстан в целях устойчивого развития». Несмотря на вполне безобидное название, автор доклада, по сути, камня на камне не оставил в существующем положении дел в нефтедобыче и геологоразведке. То, что говорил Муслимов, явно было полной неожиданностью для его коллег и генералов нефтяной отрасли, присутствовавших в зале.

Сначала академик отметил, что ситуация в Татарстане была лучше, чем в среднем по России, да и сегодня РТ считается одним из самых благополучных регионов.

Но после этого он сразу обрушился с критикой в адрес нефтяников ( надо полагать, в первую очередь «Татнефти» – ред. ) в отношении показателей нефтедобычи в отрасли: «На самом деле туфты очень много. Завышенный коэффициент нефтеотдачи, завышение за счет разведки – 400 тон на метр проходки! – возмущался Муслимов. – Еще 30 лет назад было доказано, что больше чем 50 тонн на метр проходки разведка в Татарстане не даст!

Муслимов также заявил, что завышается и добыча за счет МУН – методов увеличения нефтеотдачи. «Считается где-то 21 процент, а на самом деле за счет МУН – 8 - 12!»

Муслимов полагает, что и в стране, и в Татарстане недостаточен уровень проектирования разработки месторождений, который, по мнению докладчика, застрял на уровне 70-х годов прошлого столетия. А между тем «каждое месторождение совершенно разное, это как люди – одинаковых не бывает. А у нас уровень даже не то что XXI века, даже не прошлого века!» –  бушевал академик.

Прошелся Муслимов и по разведочному бурению: «В советское время в республике был большой объем геологоразведки – не менее 110 - 180 тысяч метров в год с приростом 8 - 10 миллионов тонн годовых запасов. Сегодня в Татарстане разведочное бурение сократилось до неприличия – 50 тысяч метров в год. Второе – эксплуатационное бурение. Мы всегда отстаивали 40 миллионов метров в год. А сегодня всего 700 тысяч метров в год. Резерв запасов был 700 миллионов тонн, а сегодня из ранее подготовленных запасов осталось 140 миллионов тонн», –  констатировал консультант президента.

«Заявленное «Татнефтью»  создание системы разработки в низкопроницаемых и глинистых коллекторах с горизонтальных скважин – это совершенно неправильно! – продолжал Муслимов. –  Я искал корифеев, которые смогли бы сделать теоретически, но никто не взялся за эту проблему. Пока мы эту разработку не впишем в систему… Шафагат Фахразович ( Тахаутдинов  –  генеральный директор «Татнефти» – ред. ) много занимается этими делами. Но как бы хорошо ни делалось на одной скважине, пока это органически не впишется  во всю систему… Ну в 2 раза будет увеличение дебита, ну и что? Надо увеличивать в 4 - 5 раз! У недр потенциал огромнейший!» –  заявил докладчик.

Напомнил он и про теорию возобновления углеводородных ресурсов, согласно которой любая залежь углеводородов – открытая система, способная к самовосстановлению в относительно короткое время за счет так называемой «подпитки».

   
«НИКОГДА НЕ ИССЯКНЕТ (НЕФТЬ) НА РОМАШКИНО ЗА СЧЕТ ПОДПИТКИ ЗАПАСОВ!» 

И далее последовал тезис, который в случае его верности (а сомневаться в словах Муслимова не приходится, это главный корефей геологоразведки в республике, а может, и стране!) многое меняет в стратегии республики.

«Надо менять стратегию разведки и стратегию разработки месторождений. Это же величайшая геологическая идея этого столетия! Никогда не иссякнет (нефть) на Ромашкино за счет подпитки запасов!» –  порадовал прогнозами присутствующих Муслимов, добавив, что «никогда» – это может быть и 100, и 200 лет.

Добавим от себя, что до сегодняшнего дня считалось, что разведанных запасов в Татарстане в районе –  1 млрд. т (битумы не в счет), и их должно хватить примерно на 30 лет. Причем половина этой нефти разведана только в последние 10 лет, до 1999 года считалось , что в РТ нефти – 500 млн. тонн.

Именно эта цифра (таящая угрозу) побудила Шаймиева в свое время пригласить компанию «Монитор» из Гарварда, которая вместе с местными экономистами (Таркаев, Кудрявцева, Бикбов, Бахтияров, Курчаков и Ко) создали знаменитую прорывную программу «Жизнь после нефти».

С учетом того, что нефть в РТ – это 50 - 70% экономики и бюджета, то есть «наше все», то вчера Муслимов фактически сказал: ребята, жизни без нефти не будет! Делайте выводы…

И в заключение ученый остановился на научном потенциале в нефтедобыче, сообщив, что в одном из регионов России было принято решение о предоставлении налоговой льготы для компаний, занимающихся научными инновационными разработками: «Торг здесь неуместен»,  –  намекнул докладчик, адресуясь к  руководству республики.

«Нам нужно усилить аналитику, критически подойти ко всему и преломить ситуацию. Тогда прогноз  будет таким: мы будем идти на уровне США, мы, может, даже перегоним ее», –  под бурные аплодисменты завершил свою экспрессивную речь академик.

Кстати, президент, комментируя выступление своего консультанта, особенно в части критики «Татнефти», дипломатично заметил: «Ренат Халиуллович – член совета директоров компании «Татнефть». И если есть какие-то замечания, то он воспринимает их и в свой адрес». Президент постарался смягчить резковатое выступление докладчика, но тут же не удержался и добавил: «Что мне нравится – две вещи. Что Ромашкино будет работать  200 лет. И эта «подпитка» очень мне нравится».

Однако пламенный спич 78-летнего ученого явно произвел неизгладимое впечатление на его коллег, которые еще долго перешептывались после этого доклада.

Багдасарова Марина Вартовна:
Подпитка нефтяных залежей установлена не только на Ромашкинском месторождениию Впервые я об этом услышала в Грозненском районе, где во время  войны продуктивные скважины были остановлены на некоторое время, а после того как отогнали немцев и начали эксплуатировать - давление было восстановлено и значительно выше, чем до их закрытия. Это устное сообщение М.Н.Смирновой и бывшего руководителя геологической служы - Станулиса. Поэтому геологи так настойчиво пробивали глубокое бурение до карбонатных толщ мезозоя, преодолевая сопротивление московских чиновников, т.к. в то время карбонатные коллектора были не изучены и казались очень сомнительными. Устремление геологов было правильным и результат - открытие высокодебитных залежей в меловом карбонатном комплексе.
Восстанавливается Шебелинка (есть публикации). Когда мне пришлось изучать месторождения в Белоруссии, я узнала интереснейшие факты из жизни небольших белорусских месторождений.
Малодебитные "умирающие" скважины на небольших месторожденияз в северной приразломной зоне вдруг внезапно (обычно ночью) начинали фонтанировать, резко повышалось давление. Такие случаи редко попадают в отчеты или публикации. Месторождения - это открытые живые системы, а проекты разработки составляются часто по формальным показателям без учета особенностей их жизни. Багдасарова

Тимурзиев Ахмет Иссакович:
Марина Вартовна, я приветствую Вас на нашем форуме. Вы один из представителей плеяды великих геолого-нефтяников страны Советов, оставившие глубокий след в геологии нефти. Величие достижений геологов-нефтяников периода советского ренессанса науки, создание энергетической независимости страны и его ресурсного потенциала, хватившего на безмерные аппетиты нынешних нефть предержащих олигархов - это заслуги, не имеющие срока давности. В Вашем лице мы преклоняемся перед поколением наших Учителей, горды той школой, которая нас воспитала и выпустила в жизнь.
Я сам ученик Грозненской школы геологов-нефтяников, учился у Забаринского, Итенберга, Смирновой, Стерленко, Благонравова, Абрамова, Лотиева, Крысюк и других, по современным меркам великих Учителей. Вечная память ушедшим от нас и долгие годы ныне здравствующим.
Грозненские месторождения и промыслы, которые мы облазили на практиках, действительно уникальные объекты, настоящие полигоны для изучения и решения всех вопросов нефтегазоносности недр, от генезиса до методов поисков и разведки.
Соглашаясь со всем что Вы говорите, думаю есть смысл открыть новую тему по вопросам возобновляемых ресурсов.
Удачи, здоровья и новых творческих озарений Вам.

Карпов Валерий Александрович:

--- Цитата: Багдасарова Марина Вартовна от Декабря 07, 2013, 06:46:24 pm ---Подпитка нефтяных залежей установлена не только на Ромашкинском месторождениию Впервые я об этом услышала в Грозненском районе, где во время  войны продуктивные скважины были остановлены на некоторое время, а после того как отогнали немцев и начали эксплуатировать - давление было восстановлено и значительно выше, чем до их закрытия. Это устное сообщение М.Н.Смирновой и бывшего руководителя геологической служы - Станулиса. Поэтому геологи так настойчиво пробивали глубокое бурение до карбонатных толщ мезозоя, преодолевая сопротивление московских чиновников, т.к. в то время карбонатные коллектора были не изучены и казались очень сомнительными. Устремление геологов было правильным и результат - открытие высокодебитных залежей в меловом карбонатном комплексе.
Восстанавливается Шебелинка (есть публикации). Когда мне пришлось изучать месторождения в Белоруссии, я узнала интереснейшие факты из жизни небольших белорусских месторождений.
Малодебитные "умирающие" скважины на небольших месторожденияз в северной приразломной зоне вдруг внезапно (обычно ночью) начинали фонтанировать, резко повышалось давление. Такие случаи редко попадают в отчеты или публикации. Месторождения - это открытые живые системы, а проекты разработки составляются часто по формальным показателям без учета особенностей их жизни. Багдасарова

--- Конец цитаты ---

Почему-то все эти случаи воспринимаются как результат некорректного подсчета запасов, как им оппонировать?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии