Уважаемый Валерий Николаевич
Спасибо, истина рождается в дискуссиях.
С уважением.
Арутюнян Алберт Вирабович
Уважаемый Альберт Вирабович:
Одновременное проявление (по В.В. Белоусову) [2], на поверхности материков различных эндогенных режимов, «указывает на гетерогенность теплового поля Земли: в одно и то же время тепловые потоки в разных местах разнятся по своей интенсивности, следовательно, тепловые потоки меняют свою интенсивность как в пространстве, так и во времени», а также данный факт, указывает на существование единого управляющего механизма, под воздействием которого эволюционно развивается система и объекты, в ее геологическом пространстве. Данное положение обосновывает возможность применения принципа аналогии в геологии, закономерность структуры блоков земной коры проявлена на региональном уровне.
.
Ультрамафиты и мафиты серпентинизированные внедрялись по зонам краевых глубинных разломов, разделяющих геосинклинали от срединных и краевых массивов. Вдоль южного края Курамино - Ферганского массива, располагается Южноферганско - Центральнокызылкумский пояс мафитов (Хамрабаев, Мусаев 1965) протяженностью 1200
км. при ширине 30 км. По зонам глубинных разломов (восток) Атбаши - Иныльчегскому, Южно -Джангджирскому, Тортугартскому - формирорвались залежи серпентинитов (нижний карбон).
Плюмовые активизации, маркируемые во времени и пространстве мафитами и ультрамафитами. Тела базитов и гипербазитов тяготеют к зонам крупных нарушений земной коры и образуют пояса вокруг срединных и краевых массивов. Залегают в виде меж пластовых залежей, штоков, даек. Тела представлены серпентенитами с участками гранатовых амфиболитов. Гипербазиты повсеместно ассоциирубтся с габброидами и прорываются ими (И.К. Шинкарев). Тела габброидов, имеют четкие термальные контакты, и представлены свежими амфиболитизированными разностями, местами габбро-амфиболитами. Серпентениты не известны среди отложений верхнего карбона и моложе. Серпентениты выжимаются в периоды тангенциальных и радиальных напряжений.
К наиболее древним относятся серпентениты юго-западного Гиссара (докембрий -В.А. Хохлов), а также Кассана и Султануиздага.
К додевонской группе отнесены серпентениты Гарма и Аравана (Р.П. Баратов), а также Южной Ферганы.
К нижне - средне карбоновому возрасту принадлежат серпентениты Букантау, Южного Гиссара, Кана, Кокшаала (Г.С. Поршняков).
Данные Г.Б. Удинцева и Л.В. Дмитриева (1972) по результатам изучения серпентинизированных ультраосновных пород рифтовых зон показали, что серпентинизация совершается без участия океанической воды и обусловлена процессами дегазации. Данный факт, может свидетельсвовать о наличи УВ.
Очевидно, что узлы пересечения сдвиго-надвиглвых тектонопар, как высокопроницаемые трещинно-брекчиевые зоны, являются флюидовыводящими, а благоприятными для миграции флюидов и магмы разломами, являются структуры северо-западного простирания. Механизм продвижения флюидов по разломам генетически связывается с атоколебалельно-ротационным-плюмовым режимом работы системы Земли.
Геофизический разрез Памиро-Тяньшатьского блока указывает на то, что ПТБ формировался под воздействием деформирующего кору энерго и массопотока с архея до настоящего времени. Наиболее активные процессы происходили в ядерных зонах, которые имеют тесную связь с верхней мантией посредством глубинных парных разломов.
Зональность Памиро-Тяньшаньского блока.
С древними зонами Беньофа оказываются связанными выходы офиолитов, особенно серпентинового меланжа. (Фергана) В переходной зоне, от океана к материку, от фронта к тылу наблюдаются последовательная смена пород от низко калиевой до высоко калиевой серии, иногда до толеит-латитовой серии, а по критерию Мияширо, от толеитовых до известково-щелочных разностей. Интрузии меняются от габбро до плагиогранитов и нормальных гранитов, в тыловых зонах.
Зональность термальных вод.
В более северных районах Средней Азии пути для движения потоков, восходящих рудоносных термальных вод, открывались в связи с образованием многочисленных разломов и трещин растяжения, возникших в Трансазиатском рифтовом поясе Наливкина и в смежном, более северном, перирифтовом. По В.И. Попову [1967], в пределах рифтового пояса наблюдается отчетливая зональность восходящих подземных вод. На севере они азотные, южнее-радоновые, еще южнее-сероводородные и в пределах подвижного пояса развитие имеют углекислые термы. [7].
Петрохимическая зональность.
Давление над кровлей астеносферы, под зонами систем глубинных разломов понижается, что приводит к усилению процессов магмагенеза. Дифференциации вещество мантии подвергается в астеносфере, что доказывается проявлением петрохимической зональности, от эпицентра деформации коры к периферии.
Каждая зона сложена определенным типом формации. С севера на юг выделены: базальто-кремнисто-сланцевая; андезитовая; оливин-базальтовая (локализация УВ); дифференциированная базальто-липаритовая формации.
О наличии процессов деструкции коры и дифференциации вещества по радиали, свидетельствуют позднеордовикская щелочно-оливин-базальтовая формация, известная в Букантау, Нуратау, Южной и Северо-Восточной Фергане. Л.Е. Вишневский, установил этапность формирования офиолитовой ассоцииации:
1. Основание разреза сложено верлитами и сопутствующими габброидами;
2. Основные породы с железорудной пачкой залегают на размытой поверхности габброидов и гипербазитов. Преобладают пикритовые порфириты, диабазы.
3. Выше залегают диабазы, спилиты. Комплекс офиолитов завершает габро-диабазы, которые перекрываются кремнисто-вулканогенными образованиями (с радиоляриями). [Абдулаев].
Южнее гипербазитового пояса, в пределах Северного склона Туркестанского хребта, широко развиты круто залегающие дайки и пластовые интрузивные тела диабазов и габбро-диабазов, приуроченные к терригенным толщам силура-раннего девона. Мощность - первые сотни метров. Внедрения ультраосновных пород, генетически связанных с мантией (перидотиты, дуниты). А.В. Пейве, А.Л. Книппер, М.С. Марков показали, что «большинство массивов этих пород являются участками или клиньями, выдвинутыми из мантии по разломам в твердом состоянии и не имеют ничего общего с процессом образования магматических интрузий и обособлены от всех других интрузивных тел, формирующихся из магмы. Попадая на поверхность, они легко подвергаются сложному химическому преобразованию, превращаясь в породы, состоящие в основном из водного силиката серпентина». Наряду с такими массивами, присутствуют и интрузивные тела перидотитов, пироксенитов и дунитов, внедренные по разломам, которые по происхождению тесно связаны с габбро. В результате растяжения коры в верхнем ордовике-силуре - раннем девоне сформировалась океаническая впадина (рифтовая долина) [Абдулаев], которая заполнялась продуктами вулканической и интрузивной деятельности (гипербазит-габбровый комплекс) силура- нижнего девона). Представляющего собой меланократовый фундамент, на котором развились надсубдукционные структуры Южного Тянь-Шаня. Данные структуры имеют резонансно-тектоническое происхождение, то-есть, связываются генетически с автоколебательной системой Земли и стационарным энергетическим центром.
В Южном Тянь-Шане согласно простиранию глубинных разломов, располагаются цепочки гипербазитов (контакты - протрузивные, которые рассматриваются как производные верхней мантии [Хамрабаев, 1972].
С данной зоной систем глубинных разломов связываются (коррелируется) месторождения УВ, алмазов — нефть, газ, газоконденсаты (месторождение Газли — метан с гелевой меткой — верхняя мантия).
С.П. Максимов, 1977, показал связь тектонических циклов и процессом накопления нефти и газа - тектоническая цикличность оказывает влияние на миграцию УВ. Тектоническая обстановка является фактором контролирующим пути направления и скорость миграции УВ.
Процесс дегазации системы Земли происходит постоянно и коррелируется с температурным эндогенным режимом вращающейся вокруг своей оси системы Земли. Фазовые переходы вещества активизируются в эпохи возникновения подкорового избыточного давления и в эпоху деструкции земной коры (рифтогенез).
Срединные массивы имеют блоковую структуру, маркируют зоны растяжения земной коры, то-есть, зоны генерации магмы и УВ. Формирование месторождения УВ происходит после процесса становления гранитоидов, в эпоху антиклинорного развития геосинклиналей и срединных массивов, возникновения избыточного давления флюида со стороны мантии (действующий фактор — процесс гранитизации и базификации земной коры и формирование осадочных формаций), в этот период формируются «структурные ловушки».
Вся основная сейсмическая активность сконцентрирована на границах континентов.
Показано (Н.С. Бортников), что фазовая сепарация флюида, приводит к образованию мало-плотной и жидкой фаз, разделяющихся по солености и кислотности-щелочности.
Минералообразующие флюиды содержат:
1. углекислоту магматического происхождения;
2. метан и предельные и непредельные углеводороды.
Показано, что «абиогенные» углеводороды образовались при взаимодействии углекислого газа морской воды с породами или дегазации магмы.
Мантийные углеводороды преобладают в гидротермальных системах, ассоциированных с породами океанского ядерного комплекса — ультрамафитами».
Становление магматических формаций сопровождается процессом разгазирования пород и выделением (ювенильных) постмагматических растворов, с которыми генетически связаны углеводороды. То-есть, зона генерации углеводородов является литосфера и земная кора. Область локализации — осадочный чехол мантии системы Земли. Таким образом, сложная геохимическая система углеводородов (нефть, газ), зарождается в ядре системы Земли и развивается до дневной поверхности. Развитие системы углеводородов идет по типу гидротермального процесса.
Комплекс действующего факторы в результате которых происходит генерация, миграция и локализация УВ и других полезных ископаемых:
Энергетические экстремумы воздействия мантийных процессов на земную кору (процессы флюидной адвекции генетически связаны с вращением автоколебательной системы Земли и процессами зонного плавления;
Локальные и региональные магнитные поля, генезис которых связывается с вращением системы Земли (максоны);
возникновение избыточного подкорового напряжения;
деструкция земной коры.
Формирование протяженных офиолитовых поясов, кольцевых структур (Памир, Узбой-Таримская зона, Копет-Даг — прогиб, Кавказский прогиб, Крым, Приразломное месторождение УВ и др.);
От эпипалеозойской плиты, к области до платформенной активизации, увеличивается общий потенциал нефтеносности недр.
В зоне сочленения эпипалеозойских, более древних плит, основной потенциал нефтегазоносности, связывается с основанием осадочного чехла, в области корового ослабленного горизонта. Основной потенциал нефтегазоносности, связывается с процессами, происходящими в литосфере и верхней мантии. [Академик, д. г-м. н. В.И. Попов].
Растворовыводящими тектоническими нарушениями являются глубинные разломы всех направлений - они линейны и имеют сквозной характер, по отношению к другим структурам и контролируют геологические процессы, происходящие до глубин 700 км.
Г.Б. Наумов: «… появления данных по изотопному составу кислорода и водорода в гидротермальных минералах и флюидных включениях.
"Оказалось, что рудные месторождения образуются из всех типов вод, какие только можно представить в земной коре ... а также из смесей нескольких типов вод".
Этот вывод значительно облегчил, но не решил проблемы дефицита воды, изменения состава флюидов и путей их миграции.
Обращение к гипотетическим мантийным и трансмагматическим флюидам, с одной стороны, полностью игнорирует общий баланс воды в земной коре, с другой — мало дает для анализа конкретных геологических ситуаций. К этому можно добавить, что анализ флюидных включений в породах глубинного генезиса показывает, что область распространения преимущественно водных включений ограничена давлениями 6—7 кбар, что соответствует глубинам 20—25 км. В более глубоких зонах преобладают сухие углекислые, метановые, азотные флюиды с примесью иных газов, не имеющие при конденсации самостоятельной жидкой фазы H2O.
Подток энергоресурсов.
Приведенные выше материалы позволяют вернуться к механизмам подтока энергетических ресурсов к локальным участкам рудообразования.
В природе имеется два способа переноса энергии в пространстве — посредством частиц или волн. При волновой передаче энергии частицы вещества в конечном счете не меняют своего пространственного положения, передавая энергетический импульс от одной частицы к другой. Энергия, переносимая волной, пропорциональна амплитуде и частоте их колебаний.
Такая энергетическая подпитка, действующая в течение всего периода рудообразования с меняющейся интенсивностью, периодически затухая и возобновляясь, может иметь сейсмическую природу. Несмотря на незначительную энергоемкость отдельных импульсов, их интегральный эффект может быть весьма существенным. Если энергия фиксируемых землетрясений измеряется величинами порядка 1015 – 1018 дж., что превышает энергию взрыва стандартной атомной бомбы, а энергия форшоков и афершоков намного порядков ниже, они порой фиксироваться с частотой 5-40 мин на протяжении нескольких дней и более.
Высокочастотные колебания часто оцениваются сейсмологами как «высокочастотный сейсмический шум», хотя в последнее время к ним возник особый интерес как к информативному полю, единого сейсмического процесса. Энергетический эффект этих явлений пока надежно не оценен.
Явления сейсмической вибрации далеко не всегда заканчиваются сейсмическим событием (землетрясением). Суммарную энергию этих событий трудно оценить, однако именно вибрационные события, видимо, более характерны для процессов рудообразования, поскольку, как было отмечено выше, для периода формирования рудных тел характерны не крупные смещения, а многочисленные мелкие нарушения».
Г.С. Симонян, 2016: «Нефть представляет собой смесь около тысячи индивидуальных веществ, из которых большая часть — жидкие углеводороды (> 500 веществ или обычно 80—90 % по массе) и гетероатомные органические соединения (4—5 %), преимущественно сернистые (около 250 веществ), азотистые (> 30 веществ) и кислородные (около 85 веществ), а также металлоорганические соединения (в основном ванадиевые и никелевые); остальные компоненты — растворённые углеводородные газы (CH4, от десятых долей до 4 %), вода (от следов до 10 %), минеральные соли (главным образом хлориды, 0,1—4000 мг/л и более), растворы солей органических кислот и др., механические примеси».
Глины как производные распада кремневодорода.
К вопросу формирования жесткого, контролирующего миграцию УВ и не только, колебательного контура, но и водоупора .
«Гидросиликатная оболочка глины заполняется молекулами воды, способствуя ее первоначальному набуханию и гибридизации атома кислорода в составе связанной воды, что приводит к образованию слоя гидратной воды (которую также называют прочно связанной, координационно-связанной и представляющую собой структуру на основе молекул воды, скрепленных водородными связями со сниженной полярностью). Далее, за счет вновь поступающих порций воды, происходит формирование оболочки из молекул воды, скрепленных водородными связями, но обладающих меньшей прочностью, чем гидратная вода. Она придает глинистой пасте свойства геля, поэтому была названа – гелевой. В технической литературе ее характеризуют качественно и называют – рыхлосвязанная вода (структура на основе молекул воды, скрепленных полярными водородными связями). Степень гидратации гидросиликатной оболочки глинистой частицы зависит от состава и структуры элементарных частиц глины, термодинамических условий существования глинистых отложений, а также от качества внутреннего наполнителя полимерного гидрата кремнезема. Это связано со свойствами пространственного заполнителя полимерного гидрата кремния, а также прохождения в гидросиликатной оболочке глины явления синерезис (старения). Синерезис приводит к дегидратации гидросиликатной оболочки. В соответствии с этим по глубине залегания, по времени формирования и условиям существования глины свойства глинистых отложений будут в значительной степени различаться по влажности и другим свойствам.
Наличие у глины воды до состояния гидратного полимера обеспечивает ей состояние твердого тела. Поведение глинистых отложений в твердом состоянии будет определяться величиной горного давления. До некоторой, критической величины давления, гидратная вода будет обеспечивать глине свойства твердого тела, т.е. вещества атомного строения. При превышении величины давления более 100 - 200 МПа гидратная вода начнет приобретать металлические свойства. Подобные значения величины горного давления достигаются, например, на глубине 4800 м при средней плотности пород 2,3 г/см3. Несомненным будет то факт, что подобные величины давлений должны реализовываться и при геотектонических процессах.
С уважением, В.Н. Устьянцев