Как меня встретила Балкария. Нальчик. Швейная машинка Singer.
https://www.youtube.com/watch?v=RPOUiKpc01k
P.S. Да,... история... .
Однако же:
"....P.S. Да. "Жизнь прожить - не Поле перейти...". А не слабо будет, не дай Бог-Аллах!!!, нашим потомкам прожить такую же жизнь, совсем даже и не героическую, а простую, которую пережили ваши родители и ваши дедушки с бабушками в Войну и после Войны? При этом оне не оскотинилися!!! А осталися нормальными людьми - ЖИЗНЕЛЮБАМИ!
И, когда мне, по моей далекой молодости: в школе , на заводе, в рядах Советской армии и в Геологии - на производств говорили, с одобоением: "Ну, ты, Хайдар, просто Молодец!!!", то я завсегда отвечал: "Молодец - мой ОТЕЦ!!! А, я - так себе... - обычный... работяга... "
А Владимир Семенович Высоцкий правильно, со знанием этой трагической темы об инвалидах Великой Отечественной Войны спел в "Жил я с матерью и батей на Арбате. Век бы так!..":
https://www.youtube.com/watch?v=oHNHnfar3jo
Но, в случае с моим отцом и многими другими инвалидами Войны, тот "сосед, который слева" по койкам в госпиталях, однако же...ОШИБСЯ!
Конец цитаты.Так и не договорил - не досказал по сути Жизней наших, моих и ваших дедов и отцов, которые с достоинством, которые в жутчайшей, по своим потерям мужчин и женщин СССР, Войне ПОБЕДИЛИ нацистов во всей Западной Европы!
Ну, и так без"Ну": не запряг и не буду... помыуать и... погонять.., на.
Тем не менее, на примере своего Отца, и , несомненно, и нашей Матери по нашей семье - такой же обычной, как много тысячные семьи СССР, апосля Великой Отечественной Войны..., отмечу:
1. Отец выходил на сену Клуба им. Максима Горького или на Сабантуях, без, как он говорил: "Без клюшки"! И начинал концерты для таких же, как от сам трудящихся, без рахницы по национальнгостям! Когда он начинал вести концерты - зал... замирал, в ожидании... новых народных шуток и народного юмора! И, вота, заслуженные и перезаслуженные актёры от гостеатра от ТАССР имени Галиаскара Камала, при мне - мальчонке, который, якобы, ничего не смыслил в принародном выступление, профессионылы театрального искусста, моему отцу, с уважением за все его достоинства фронтовика говорили, естественно же, по-татрски: "Галим Зиннатович!!! Как так, мы выступая со сцен театра и на Сабантуях прпоизносим наши смсешные монологи и скетчи, а зритли... не смеются!! А, Вы, хромая выходите на сцены... и только три фразы скажите и зрители - разнонациональные зрители!!! Хохочут, как на концертах А. Райкина!!!". А почему так было? А наш отец знал суть жизни народов ТАССР из глубинки - от их корней! А эти -заслуженные и перехаслуженные артисты театра, либо позабыли свои "народные корни", либо, из молодых актеров, никогда не только не росли в деревне, не работали на предприятих и в колхозах СССР, а , тем паче, "не нахлебалися по темечко своё" всех бедствий от Войны!. А наш Батя - Батяня - Комбат, всё это прошел и впитал в себя, но никогда не углублялся в годы Войны, а веселил трудящихся юмором и сатирой на послевоенную ихнюю жизнь.
2. Насколько я знаю, а я знамо, так как отец нас с братом, - не с кем было оставить нас Дома, брал с собой на репетиции и концерты
от единственного в Казани ТАТАРСКОГО КЛУБА ПЕСНИ И ПЛЯСКИ от обувного комбината, а позже и Генерального обувного объеденения "Спартак", которое делало обувку не только для гражданских жителей СССР, НО! И шили-тачали на безостановычных!!! конвеерах обувь ДЛЯ ВСЕХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР, при чём ДЛЯ ВСЕХ РОДОВ ВОЙСК СОВЕТСКОЙ АРМИИ!! Короче - обувь - выносливую обувь!!!, тачали для всей СССР: и для гражданских и для военных!!!. Вроде бы, НЕ ДО КОНЦЕРТОВ! А молодые трудяги обоего пола с обувного производства, апосля отработанной тяжелой смены на конвеерах, шли.., неа! Не в пивные и рюмочные, коих у кажного завода и фабрики было предостаточно! Оне исконно деревеские татарки и татары пёрлися...в Клуб Горького при обувном Обедененеие и... так согласно и страстно пели в татарском Народном хоре и , не менее лихо отплясывали татарские народные танцы! Я видел, как у них - выходцев из послевоеннных деревенских жизней ГОРЕЛИ ГЛАЗА, когда оне - "деревенские", могли в том клубе... выплеснуть на людях свою яркую и ярко полыхающую энергию от своего народного творчества! Вы - нынешние и представить се не могете, как оне раскрывали свои природных дарований! Это - был всёиспепеляющий огонь народных страстей по самовыражению опосредовано через искусство, выплеснутый на всеобщее обозрение, их скрытых артистических талантов. А на следующее утро оне - страстные певцы и певицы и танцоры, шли на работу в первую смену, а кто и во вторую смену, а, кто и в третью смену - к конвееру по выпуску обуви. А! По субботам и воскресениям эти молодые трудяги обоего пола, лихо и с горящими от страсти самовыражения в искусстве, что зажигало зрителей, поскольку зрителями были - ихние же коллеги - работяги и работницы комбината "Спартак" , и, естественно же, аншлаги концертов от Клуба имени Максима Горького были ВСЕГДА!
3. Ещё отмечу великое Влияние на музыку - музыкальное оформление ВСЕХ репетиций и концертов этого , действительно, Татарского народного, а не государственно (!!!) хора и пляски при комбинате "Спартак", талантливейшей и, взаправду = НАРОДНОЙ композитора, и хормейстера этого хора и музыкальных постановок, действительно, народной, но, без этого - официально присваемого звания, талантливой!!! Сары, по мусульманизму, а у татар ударение ставися на букву "ы" (Ну, по Библии, естественно, Сары, - и ударение ставится на букве "а"
) Садыковой! Вот сколько бы наиболее талантливые и награжденные и перенаграждённые народные композиторы в ТАССР не написали или хотели написать "народные песни", а ихних , "классических, по музыке" песен на татарском языке, никто в татарском народе ихние песни не пел и... НЕ ПОЁТ!!! А песни Сары Садыковой до сих пор поют среди татар, как в Казани, так и в деревнях!!! Может быть и не зная при этом, что музыкальность этих песен - не народная, а музыкальность этих песен сотворена... талантливейшей композитором Сарой Садыковой, коя была композитор - ЖЕНЩИНА!!! из глубин Татарского народа!!!
И вот ОНА - гений места - музыкальности песен татар в Советское время, с нашим Отцом, составили Тандем подготовки и проведения ВСЕХ концертов этого татарского ансамбля песни и пляски!!! Оне работали на репетициях ВМЕСТЕ!!! Конешно же ОНА - Гений Места ВСЁ определяла по музыкально части ВСЕХ программ, как в хоровом исполнение и в танцах! У ЕЯ был исключительный музыкальных слух!!! И ОНА ... беспощадно уничтожала всякую фальшь в музыкальных сопровождениях, как и в хоровом исполнение, так и в ошибках музыкального сопровождения плясок в этом художественном коллективе трудящихся! Естествено же!!! Татарский хор и плясуны от татар, пели и отплясывали все песни от других народов СССР!!! Что, естественно же, вызывало волну восторга от зрителей иных национальностей СССР! Коротко говоря: ВСЕ концерты от Клуба Горького шли при полных аншлагах и просто на "УРА" от разнонациональных зрителей на этих концертах! Хлебом клянуся, с раннего детства, по причинам выше оговоренным, я присутствовал на репетициях и концертах! ЭТО УСЁ ПРОИСХОДИЛО с выражением искреннего восторга, как со стороны исполнителей, так и со стороны ... зрителей...!
Этот Клуб Горького был прост по приему в свой состав исполнителей из... трудящихся от татарского народа и русского народа и других народов Казани и ТАССР! В его состав принимали всех! Не смотря на их природные "дефекты", как артистов сцены! Помню, помню, как в пел в хоре и пел партии из оперных арий всего Мира, малененький , худощавый татарин, кстати, коллега с нашим отцом по цеху "Вулканизации" - "припаявания -термического приваривания" подошв к обуви. Он пел , как кугарчин - как соловей. До Муслима Магомаева исчё бали ... года! А как по нему, поющему не только татарские песни, но и оперные арии, девчонки-поклонницы... сходили с ума!!! А он был скромен. Днем работал на обувном комбинате "Спартак", а на концертах - он, как певец ... блистал! И, естественно же, был "местечковым" кумиром девушек всех национальностей! Но! Скромен был .. не по таланту! Была так же певица - татарочка, которая тоже под руководством Сары Садыковой, исполняла не только хоровые партиии, но и пела, без микрофона, соло многие партии из всемирных опер. Как она пела!!! Зал из таких же, как она, трудяг, слушал молча её исполнение! А по окончанию сольной партии зал или целый Сабантуй ВЗРЫВАЛСЯ в аплодисментах! Не верите? Я ТАМ БЫЛ! И по сему знаю ВСЁ, как там было!, век воли не видать!
.
О Саре Садыковой я бы много мог рассказать, как я - 7-14 летний подросток - шпана казанская!
. ОНА, естественно же, для меня,
подростка, была "пожилая" ДАМА, когда она приходила в наш дом - в комнату всего-то 16 кв. метров, в "мини-коммуналке", для согласования с моим отцом очередной концертной Программы - естественно же, ОНА, как МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАТОР - ОФОРМИТЕЛЬ КОНЦЕРТА, никак не могла не согласовать ход концерта с... признанным в народе конферансье. И оне бодро, без излишних и никчемушных споров, оговаривали ход или последовательность выступления всех исполнителей на КАЖДОМ концерте!
.
И вота, ОНА... неспешным шагом и со спокойным лицом, ВДРРРУГ, появлялася на нашей ул. Оренбургской, позже ул. Шаляпина, прям по моим мальчишески восприятиям, прям, как та... ДАМА из поэм, ... пусть Александра Блока! ОНА... ВСЕГДА и ЗИМОЙ и ЛЕТОМ для жителей нашего, даже, населенного сплошь и рядом, разно статусными, по должностям, Главными и неглавными инженерами, полковниками и подполковниками, выглядела, естенствено же,
Как Дама "Серебренного века" : всегда элегантно, до мелочей, одета!!! Не спешная и ГОРДАЯ, но, не по барски...- "ГОРДЕЛИВАЯ"!
. Особенно в Лето - ОНА была, как ...
FATA MORGANA в нашей бытовой Жисти!!! Вся в шёлковом - в шелковом платье, в шелковых перчатках и, естественно же, под шёлковом - летним зонтиком! Да! При НЕЙ был, как и положено, такой же, шёлковый ... веер!
. Она, естественно, же и общалась и со мной! Но! Я в ответ "мычал", что-то односложное... , как воспитанный мальчуган
. А... просто, я... - таращился во все свои мальчишеские глазищи,
на ЭТУ ДАМУ, как бы пришедшую к нам домой из... давешних, многими, и нами, мальчишками от послевоенного СССР, забытых ... времен.. . А таки ЕЯ явления, и, тем паче, что от отца
я знамши, КТО ТАКАЯ САРА САДЫКОВА ДЛЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА, для меня были нормальным...
потрясением.. .
.
4. Знаю доподленно (!!), что наш Отец - БАТЯНЯ - ПЕРВЫМ ЧИТАЛ НА КОНЦЕРТАХ, так положено было - начинать все развлекательные концерты для тудящихся в СССР с позиций идеологии КПСС, читал ... стихи Героя Советского Союза Мусы (по Корану - "Моисея") Джалиля! Уже было признаны подвиги татар-коммунистов в нацистских концлагерях и в германской - берлинской тюрьме "Маобит", до казни их под гильотиной, как принесших непоправимый зкономический ущерб нацистской Германии..., но НИКТО ДО нашего отца, открыто не начинал со сцены стихи, сначала политработника Красной Армии, а позже подпольного борца в плену у нацистов Германии, Мусы Джалиля! Все заслуженные и перезаслуженные чтецы со сцены татарских поэтов, ещё боялися читать стихи Мусы Джалиля. А наш Отец - Батяня и не убоялся!
Сам был на этих концертах, и чуял, как был "наэлектререзирован" весь зал от стихов Мусы Джалиля... .
5. Отец и мать завсегда на выходные, а тем паче, на все - коммунистические и народные праздники
одевалися супер-модно, по последнему писку западной моды! . Так повелося, что в Клубе Максима Горького, Отцу, как ... признанному в народах , населявших ТАССР, конферансье, шили костюмы из последних, по моде тканей в Мире, и по последней зарубежной моде! Его, с подачи Бергера - советского еврея - зам по хозчасти "Клуба Горького", обшивал в лучшие по моде костюмы, лучший портной - опять же, еврей, КАЗАНИ! Он шил нашему Бате, такие костюмы, в которых, если он не ходил "хромающей, шаркающею походкой кавалериста, то, когда отец стоял на месте..., то, никто не видал. что он инвалид = то есть калека!
.
Первый концертный костюм Отцу сшили из ... американской ткани "БОСТОН"! А , вы када-нибудь выходили в "свет" или на принародную эстраду в костюме , сшитом и модно скроенном из ткани - "БОСТОН" ? На вряд ли!!!
Он одевался по праздникам в длиннополые плащи и пальто, а на его голове всегда были фетровые шляпы, как "ганкстер" или "герой - любовник" из фильмов "проклятого" "Голливуда" того же времени! Естествено же, по времени года, в натуральные фетровые шляпы, которые были выделаны - изготовленные, в основном, в Германии! А соломенные шляпы, по жаре в Среднем Поволжье, не носил, как "политбойцы", "под Н.С. Хрущеа", а он носил соломенные шляпы изготовленные.... где-то, тама, мож и в Южных Америках. И нам, своим сыновьям, покупал такие же, шляпы! Где покупал? А на той же "Сорочке". На этом базаре, у "барыг", как на "Одесском привозе" с его контрабандными товарами, можно было за наличку, много-чего купить!
Одна особенность: всё, во что Наш Отец одевал нас и свою жену, было куплено им на кровно заработанные деньги! А Клуб имени Горького, который неизменно, шил ему, как своему конферансье, самые модные костюмы из моднейших тканей, не отобрал у нашего Отца ни одного костюма! Почему? Да, полагаю, по простым причинам: 1. Кому нужны были бы отобранные у постоянного конферансье концертов Клуба Горького, которые пошиты на малорослого калеку от Войны! Костюмы-то были пошиты, "как влитые" на инвалида - калеку!
2. Возможно, что пошив костюмов для конферансье в Клубе имени Горького, по деньгам, были такой мелочевкой - копейками, по сравнению с тем, сколько тратил "комбинат "Спартак" на одежду и национальные наряды поющих в хоре и танцоров отплясывающих не только татарские пляски , но, и пляски и танцы многих народов СССР. 3. Пожалуй служба на сене Клуба Горького Сары Садыковой и нашего Отца, в немалой мере обеспечивали аншлаги на концерта, и, естественно, кассовый успех Клуба. А концерты в Клубе Горького были совсем не редкостью! А очень даже частыми. Знаю, что нашему отцу за службу в Клубе Горького зарплату не платили. Так же не платили певцам и танцорам. Ну, а Саре Садыковой, как профессионалу, естественно оплачивали её службу в Клубе.
.
Ну, что ещё рассказать, как от своего рождения, я был соучастником, или "подельником" в составе Рода сваво от наших родителей? Да, много чего можно было бы и порассказать... того, что и не всем и ... присниться в их ... страшных снах
. А зачем? Так многие Рода в СССР жили и ВЫЖИВАЛИ, не смотря на все трудности Военного и послевоенного времени! Мало кого удивишь историей моего Рода в СССР..., на.
Но, однако же, на судьбе своих родителей, я явственно знаю: я ЭТО ВСЁ ПРОЖИЛ ВМЕСТЕ С НИМИ!!! Да! Был СССР - страна РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ДОЛЯ ВСЕХ!!! В КОТОРОЙ ДАЖЕ КАЛЕКИ - ИНВАЛИДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ = КАЛЕКИ,..... МОГЛИ ВЫБРАТЬ: ЖИТЬ ЛИ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИ СЧАСТЛИВО - СО ВСЕМИ СВОЙСТВАМИ ДЛЯ ТРУДЯЩЕЙСЯ И АКТИВНО ЖИВУЩЕЙ СЕМЬИ, во всех отношениях!!!
.
Или же, наплевав на ВСЁ - на себя , на страну, от своих..., право же, обычных для всех семей горестей от Войны, погрузиться в беспробудное пьянство и, соответственно, почти всегда неизбежно, в... криминал, и ... сгинуть тама, при всем своем двуногом и с двумя руками, НО!!! БЕЗ БАШКИ!!..., житие... . Кажный ... выбирает... по себе! И "
И, неча! На Зеркало пенять,... коли рожа кривая".. .
P.S. И ничего я не идеализирую. Так и было, покуда в рядах КПСС не пришли к управлению СССР "нужники" и "тыбики" и их обслуга среди торгашей.
Естественно же, многие годы, во многих своих, необходимых по работе, автобиографиях я неизменно писал о своем классовом нахожденении и о родителях, я писал - происхожу из рабочих. А щас, тем, кто меня не знает, на вопрос кто были мои родители я неизменно отвечаю: "Отец мой был сапожником. А мать швеей". Ну, а что в этом постыдного или порочащего меня? Если призадуматься, да и припомнить то:
1. Первым протестантом в религиях был Иисус Христос, который по вере у мусульман - есьмь Пророк Иса. Отцом его, как известно из Библии, был плотником.
2. Отец И.В. Сталина был сапожником.
3. Великий НАРКОМ в команде И.В. Сталина Лазарь Иоисеевич Каганович, (
А Сталин его , как НАРКОМА ценил, и Метрополитен Москвы, по началу, носил Имя Кагановича!) в юности работал... сапожником
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/139108.
Вот, куды вы пойдете по своей Жизни, ежели "сапоги начнёт тачать" бездарный сапожник или, например, талантливый "пирожник"? Да вы за полчаса от такой обуви такие кровавые мозоли и рубцы на ступнях заполучите, что и без сапог, или другой, хреново сделанной обуви, вы и босиком будите еле-еле! Так и есть: во времена "Перестройки", я пару раз попадал именно в такую ситуацию!
Так что никогда не презирайте, по своей глупости или не знанию Жисти, сапожников и других трудящихся!
.
В приложение всему выше высказанному, я исходя из своего разнопрофессионального жизненного опыта, когда, мне нужна какая-либо обувка-обновка, я никогда не пруся во всякие супер- и не супермаркеты по обуви. Я хладнокровно иду в магазины обуви от фирмы "Спартак", этого мини аналога, того всесоюзного значения Обувного Объедения "Спартак" - от того величия этого предприятия в годы "Перестройки", как и положено было, можно сказать, мало что осталось.
. Иду за обувью, неа, не из чувства ложного "патриотизма" а их бытовой и жизненой прагматичности:
1. На нынешнем предприятии "Спартак" ещё тачают обувь на тех, испытанных временем, колодках, которые были выточены из дерева, со знанием человеческих стоп!
2. Я по молодости поизносил много обувки сделанных "забуграми" : во Франции, Германии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. Ничего плохого по качеству выделки той обуви не скажу! И кожа хороша, и выделка кожи хороша, и подошва тоже! Но, вот есть у той обуви существеннейший недостаток!!! Вся эта обувь, акромя, изготовленной в Венгрии - идеальная обувь у мадьяр!!!, ни черта не выдерживает нашего рассейского климата! Особенно морозов. Хватает этой обувм от сил, дай Бог, на 1,5 года! И приходит ей полный... "кильдык"!
.
Конешно, ежели "ханыжишь" и "торчишь" в офисе, а по городу перемещаяеся в "Оппеле" или "Субару" и т.др. таких же авто, то конешно же, можно и нужно, носить "забугорные" ботиночки "на скрыпу", подошва которых тоже, как и верхняя часть изготовлена из.. кожи. И такую обувь я в свое время износил. А вот до сих пор, как при СССР, "Спартак" тачает такую обувь для нормальных людей, а не для "офисного планктона, которая наш климат нормально переносит!
.
3. "О вкусах не спорят", но, для работы в "полевых условиях", конешно же, не в болотистых местах, лучше, чем солдатские кирзовые сапоги, изготовленные на "Спартаке", я не представляю! Нынешняя молодешь в полевых условиях на меня, обутого в кирзовые сапоги, смотрят как на "мамонта", или, как "раритет". Им, особо любопытным из них, я растолковую "что- по чём". Оне поначалу хихикают, а когда начинаем вкалывать, тут-то до них доходит то, о чём я им говорил о кирзовых сапогах, как удобной и сверхнадёжной полевой обуви.
.