Валерий Александрович, цитата от Вас:
«
Прошла конференция «Новые идеи в геологии нефти и газа» в МГУ ( 28-29.05.2015 г.)
С докладом "Новые идеи в геологии нефти и газа." выступил академик Конторович А.Э., ИНГГ, Новосибирск (https://www.youtube.com/watch?v=N0dSbhmAa74)
Он объявил закат эры открытий месторождений-гигантов, месторождений, связанных с лучшими коллекторами.
И призвал следовать новой парадигме, первым пунктом которой является поиск мелких и мельчайших месторождений.
Можно и нужно ли соглашаться с академиком?
И что будет с эффективностью ГРР в этом случае?»
1. Спасибо за информацию. Доклад Конторович А.Э., ИНГГ, Новосибирск и суть его парадигмы послушал. Нормальная парадигма [
Происходит от др.-греч. παράδειγμα «пример, модель, образец», из др.-греч. παρά «возле» + δεῖγμα «показываемое, образчик, проба», от δείκνυμι «показываю, указываю» .] - рациональная. Но! Эта парадигма, высказана апологетом биогенного образования месторождений УВ.
2. Однако это, вроде бы, и не "парадигма", а «суровая необходимость» для, не только сторонников биогенного образования месторождений УВ, а, просто, для производственников-нефтяников, которые работая в «старых» НГБ, вынуждены сегодня просто повышать нефте- и газоотдачу из тех месторождений УВ, которые давно открыты в старых НГБ по «Антиклинальной теории Абиха» (АТ) в осадочных чехлах НГБ, и у них нет средств для прогноза и поисков месторождений в кристаллических фундаментах "старых" НГБ. Например, на территориях Волжско-Камской антеклизы (ВКА) и, соответственно, Республики Татарстан (РТ). Я на Форуме уже упоминал: на прошлогоднем «Толковище» нефтяников, которое проходило в Казани, Ренат Халлиуллович Муслимов, а он неустанно в течение послежних 20 – 15 лет продвигал парадигму поисков месторождений нефти в фундаменте РТ, явственно сказал (не дословно): «Мы вынуждены забыть лет на 20 о прогнозе и поисках месторождений нефти в кристаллическом фундаменте. Но, геологические материалы для этих работ надо продолжать неустанно готовить».
3.
У США есть две основные, давно сложившиеся, «парадигмы»: 1) в первую очередь нещадно эксплуатировать месторождения УВ на территориях других государств; 2) на своей территории в первую очередь продолжать эксплуатацию мелких месторождений, и только в крайнем случае - месторождения «гиганты». Тоже рационально. Например, они в течение 150 лет (с 1865 года) неустанно выкачивают нефть и газ в штате Калифорния. Похоже, что нефтяников США абсолютно не волнует (?) то, что эти многочисленные мелкие месторождения УВ ещё не «сдохли» от нещадной полуторовековой их эксплуатации .4. Да, в РТ или ВКА до сих пор всё реже, но находят по АТ мелкие месторождения нефти. Но, ни у кого эти открытия не вызывают «бурных аплодисментов», таких, какие были озвучены первооткрывателям мелких месторождений в середине прошлого века. Есть же несколько крупных месторождений нефти и Ромашкинское месторождение нафти - гиганты, которые тоже неустанно эксплуатируются более 70 лет. Вполне возможно, что эти месторождения будут разрабатывать ещё лет 100 (?).
5. Валерий Александрович, «осмелюсь доложить» некоторые выдержки из моих запланированных тезисов для «КЧ -IV» и привести один из рисунков: «О МЕТОДИКЕ НЕФТЕГАЗВОГО РАЙОНИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОДИНАМИКИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ АНТЕКЛИЗЫ
Х.Г. Зинатов,
ЗАО НПО «Репер», Казань, galim
1923@yandex.ru"16. Данные о размещении визейских месторождениях каменных углей в РТ взяты из [10, 21]. На примере размещений этих месторождений относительно современной структурно-кинематической модели формирования верхних слоев земной коры РТ и относительно русла современной Шешма, можно убедиться (рисунок восьмой) в унаследованности развития неогеодинамики ВКА от каменноуголього периода. Весьма наглядно, что при преобладающем размещении относительно крупных месторождений каменного угля на внешней - южной границе ККСП, которая обрамляет переклинальное замыкание визейского Южно-Татарско-Приоренбургского «мегавала» с юго-запада, севера и северо-востока. Некоторая часть, меньших по размерам, месторождений каменного угля размещаются в русле или пойме визейской Пале-Шешма. Возможно, что в визейском веке, благодаря наличию кыновских глин – покрышки для современного Ромашкинского месторождения нефти, уже могло формироваться визейское Палео-Ромашкинское месторождение нефти. При этом приток УВ в верхние слои земной коры мог обеспечивать обильное произрастание наземной растительности на визейском палеоподнятии - "мегавале". Возможно, что отмирающая растительность сносилась с суши - с «мегавала» в русло визейской Палео-Шешма и дельтовые части визейских палеорек, которые были приурочены к внешней - южной части границ ККСП. Последующее их захоронение и метаморфизм, по-видимому, привело к образованию каменноугольных визейских отложений по юго-западному, северному и северо-восточному обрамлению юго-восточной части ВКА.
Соотношения геодинамических позиций визейских месторождений каменного угля, месторождений битумов в уфимских и казанских отложениях и масштабности месторождений нефти (рис. восьмой) позволяют с одной стороны считать, что приток УВ в визейском веке в верхние слои земной коры мог существенно повлиять на образование месторождений каменного угля, а в плиоцен-позднеплейстоценовое время и битумов, а с другой - усомниться во влиянии месторождений каменного угля и битумов в РТ на образование и, тем более, в «нисходящую» - вертикально вниз направленную подпитку гигантских месторождений нефти в РТ и в ВКА. Такая точка зрения на формирование месторождений нефти на территории РТ, скорее всего,
метафизична. В целом, это же, по-видимому, следует сказать и о теоретических представлениях сторонников биогенного образования месторождений УВ во внутренних частях континентальных плит. К тому же, на северо-западной границе ККСП есть месторождения визейских каменных углей, там же есть и «валы», есть и, относительно хорошие, коллектора и покрышки, но месторождения нефти,
Рис. 8. Карта геодинамических закономерностей размещения месторождений нефти и каменного угля в Республике Татарстан:1 - 6 -неотектонические блоки земной коры: 1 - Южно-Татарско-Приоренбургский блок первого порядка - “мегавал” (а - Аксубаевский и б - Альметьевский блоки второго порядка - “крылья мегавала”) , 2 - Ижевско-Пермский, 3 - Ветлужско-Вятский, 4 - Верхне-Услонский, 5 - Буинско-Елабужско-Бондюжская зона, 6 - эрозионно-тектонические впадины; 7 - Границы Камско-Кинельской системы прогибов: а - внешние, краевые; б - осевой части. 8 - глубиннын взбросо-сдвиги: а - Прикамский, б - Высокогорско-Салмышский; 9 - разломы второго порядка, 10 - разломы третьего порядка; 11 - 12 - валы и локальные поднятия: 11 - взбросо-надвигового и 12 - сбросового механизма образования; 13 - 14 - флексуры: 13 - взбросо-надвигового и 14 - сбросового типа; 15 - 16 - кинематика: 15 - блоков, 16 - право - и 17 - левосторонних сдвигов; 18 - складчато-разрывные дислокации; 19 - Карлинская диатрема. Месторождения: 20 - нефти, 21, 22 - битумов в уфимских (21) и казанских (22) отложениях, 23 - каменного угля; 24 - граница Республики Татарстан.газа и даже битумов, не смотря на относительную детальность проведенных геологических работ по поиску месторождений нефти и прохождения геологами-нефтяниками стадий геолого-геофизических исследований, пока,
не обнаружено. Такова, по-видимому, геодинамика и неогеодинамика развития ВКА. Конечно, ещё возможно обнаружить в осадочном чехле ВКА на основе применения АТ, в противовес неогеодинамики ВКА, рудопроявления и мелкие месторождения УВ. Но, это будут, по-видимому, только мелкие месторождения, но не месторождения «гиганты».
"Выводы.
1. По-видимому, и не исключено, из вышеизложенного, то, что нефтегазовое районирование во многих НГБ, не говоря уже о НГБ, в понимании американских геологов-нефтяников, в штате Калифорния и на шельфе побережья этого штата, то есть, на юго-западной окраине континентальной Северо-Американской плиты и северо-восточной окраине Тихоокеанической плиты, при их неогеодинамическом взаимодействии, следует начинать от дешифрирования на КС разнопорядковых блоков литосферных плит или верхних слоев земной коры и структурных рисунков, осложняющих приграничные и внутренние части блоков дизъюнктивных и пликативных рудоподводящих и рудовмещающих парагенетичных дислокаций. Последние формируются в результате деформационного взаимодействия движущихся разнопорядковых блоков литосферы или верхних слоев земной коры [7].
2. Дешифрирование космических снимков и совокупный тектонофизический анализ материалов дешифрирования космических снимков и геолого-геофизической информации позволяет строить, по принципам - «от общего к частному», неотектонические структурно-кинематические карты исследуемого региона. Построенные карты и ретроспективный анализ размещения древних фаций и литофаций на основе таких карт позволяют установить структурно-кинематические закономерности размещения месторождений горючих полезных ископаемых: устойчиво повторяющуюся связь определенных генетических типов и видов горючих полезных ископаемых с определенными по механизму образования дислокациями, а также сформулировать представления о динамических (в свете полей напряжений) условиях образования, сохранности (и подпитки месторождений УВ) и уничтожения месторождений полезных ископаемых.
3. Формирование месторождений горючих полезных ископаемых в РТ зависят от геодинамики региона, обусловленной на всем протяжении геодинамики ВКА, как внешними и внутренними траспрессиями для ВЕП, а также неогеодинамическим внутренним движением и деформационным взаимодествием разнопорядковых блоков земной коры и формирующихся, при этом, на границах и внутри блоков, однопорядковых этим блокам парагенетичных дизъюнктивных и пликативных дислокаций.
4. В «старых» НГБ, которые сугубо индивидуальны по неогеодинамике [7], как на полигонах, целесообразно и рационально проводить работы по усовершенствованию тектонических предпосылок поисков месторождений горючих и твердых полезных ископаемых. И, уже потом, в новых и перспективных НГБ творчески применять рассмотренные в данном сообщении основные принципы и методы усовершенствования тектонических предпосылок поисков месторождений полезных ископаемых.
5.
За последние 20 лет в РТ, как органической части «старого» НГБ - ВКА, где предельно реализована АТ для выявления мелких месторождений УВ в осадочном чехле ВКА, настойчиво проводились, под руководством Р.Х. Муслимова, прогнозно-прогнозные исследования по выявлению месторождений УВ в кристаллическом фундаменте территории РТ. Всё выше изложенное и учитывая вовлеченность на территориях ВКА и РТ в неогеодинамику формироания многих нефтеносных взбросо-надвиговых антиклиналей и их кулисных рядов – «валов» пород кристаллического фундамента, а также несомненную подверженность кристаллического фундамента неогеодинамическим процессам, позволяют предложить следующее: в основу перспективного прогноза и поисков месторождений УВ в кристаллическом фундаменте территорий ВКА и РТ следует положить или привлечь рассмотренные усовершенствованные нео- и, в целом, геодинамические предпосылки поисков месторождений горючих полезных ископаемых[ 6 - 8, 14, 15].
Литература.7. Зинатов Х. Г. О глобальности, масштабности и неувядаемости антиклинальной теории образования месторождений нефти и газа Г.В. Абиха. Тезисы Всероссийской конференции «3 -е Кудрявцевские Чтения». Москва. 20 – 23 октября 2014 г. ОАО «Центральная геофизическая экспедиция».
8. Зинатов Х. Г., Ефимов А.А. Выбор нефтеперспективных площадей в Республике Татарстан на основе неогеодинамических исследований и разработки моделей месторождений углеводородов с применением тектонофизического анализа. Нефть. Газ. Новации. 2011, № 4, с. 53 – 67.
10. Ларочкина И.А. Геологические основы поисков и разведки нефтегазовых месторождений на территории Республики Татарстан. Казань. Издательство ООО «ПФ «Гарт». 2008. 210 с.
21. Хисамов Р. С., Гатиятуллин Н.С, Гафуров Ш. З., Хасанов Р.Р. Геология и ресурсы Камского угольного бассейна на территории Республики Татарстан. Казань. Издательство «Фэн» Академии наук РТ. 2009. 159 с.".
6. Академик А.Э. Конторович, будучи хорошо осведомленным в геополитической ситуации разработки месторождений УВ в России и сторонником биогенного образования месторождений УВ, в своей парадигме ни разу не обмолвился о необходимости прогноза и поисков месторождений УВ в кристаллических фундаментах «старых» НГБ. То есть, он не упомянул один из вариантов своей точки зрения о злободневной "
необходимости интенсификации поисков и освоения месторождений УВ в "старых" НГБ",
на территориях которых за годы освоения этих НГБ созданы мощные и действующие инфраструктуры [Инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.], и главное высококвалифицированные кадры нефтяной и нефте- и газоперерабатывающей промышленности, которые вполне подготовлены для прогноза и поисков месторождений УВ в фудаментах "старых" НГБ и переработки нефти и попутного газа. Например, на территориях ВКА и РТ. . По моему: академик А.Э. Конторович, наоборот, призывает ко всё более экстенсивному освоению с позиций парадигмы "биогенного образования месторождений УВ" по УВ-поискам и УВ-добычи в осадочных чехлах уже открытых и прогнозируемых НГБ в России (?) .