«В XX веке американец Мабери: Во всех нефтях есть азот и азотистые тела — производные метил-хинолина. Это открытие имеет огромное значение, для понимания генезиса нефти. Производные хинолина и метилхинолина играют большую роль в строении живого органического вещества. Метилхилонны являются производными хинолина, в молекуле которого соединены ядро бензола и ядро пиридина. «Азот - элемент геохимическая история которого, напоминает историю углерода, однако со значительными изменениями, зависящими от газообразной природы самородного азота, собирающегося в огромных массах на земной поверхности, и он имеет вадозное происхождение» [В.И. Вернадский, 1924].
«Свободный азот, отвечающий угольной кислоте в геохимической истории углерода, является главным ювенильным минералом для данного элемента. Он устойчив во всех известных оболочках земной коры» [В.И. Вернадский, 1924].
«Азотистые соединения везде тождественны, количество их в нефтях: от 1% до 20%.
Лишь под влиянием метилхинолиновых тел, азот соединяется с углеродом, водородом, серой, кислородом.
Хинолиновое ядро не подвергается метаморфизации, после гибели организмов и перешло в нефти» [В.И. Вернадский, 1924].
Системные свойства углерода, способствуют формированию минералогических ассоциаций в структурируемой волнами энергии тектоносфере автоколебательной системы Земли и определяют генезис нефтей, при условии его связи с азотом и активным кислородом (окислительными способностям кислород обладает при давлении не выше 5 кбар) - «Лишь под влиянием метилхинолиновых тел, азот соединяется с углеродом, водородом, кислородом, серой. Хинолиновое ядро не подвергается метаморфизации, после гибели организмов и перешло в нефти» [В.И. Вернадский, 1924].
«Данные Б. Дерягина позволили мне рассмотреть возможность кристаллизации алмаза из флюида, газовой смеси в системе С-Н-О. Оказывается, что в таком флюиде кислород при сверхвысоком давлении мантии теряет свои окислительные свойства и не окисляет даже водород. Но при подъеме газа вверх, при образовании кимберлитовой трубки, давление падает. Достаточно уменьшить давление в 10 раз - от 50 до 5 килобар, чтобы активность кислорода возросла в миллион раз» [д.г-м.н. А. Портнов].
Данный факт указывает на совместимость тел и о едином источнике, указывает на единый волновой механизм минерагении.
Р. Баратов (1973) установил, что архейские отложения юго-западного Памира и Каратегина сначала подверглись метаморфизму гранулитовой фации при Т=7500 С и Р = 7 кбар в Каратегине и до Т=8000 С и Р = 7,5 кбар и выше, в юго-западном Памире, в дальнейшем повсеместно высокотемпературному диафторезу и ультраметаморфизму в условиях амфиболитовой фации. Повышенное давление привело к эклогитизации пород.
Породы кристаллического основания образовались в термодинамических условиях при Т=600-7500 и Р = 6-7 кбар, что соответствует глубинам их формирования от 5 до 10 км.
Существует в тектоносфере системы Земли, термобарическая зона раздела, где Р=5-6 кбар, выше которой могут происходить процессы, под воздействием которых происходит генерация нефтей и углеводородов.
В.И. Вернадский (1924): «Нефти, необходимо считать минералами биогеохимического происхождения, подвергшимися сильному метаморфизму.
Нефти — тела, обладающие оптически деятельным строением с резким различием правого и левого антиподов. Резко в природе преобладают правые нефти. Такого характера соединения углеводорода создаются только в биосфере и только живым веществом. Все минералы углерода, не имеющие биохимического генезиса, оптически инертны. Нефти не являются вадозными минералами. Они не образуются в результате выветривания в присутствии кислорода. Это фреатические или глубокие вадозные минералы, причем температура их образования не очень высока. Но их исходное вещество, не может происходить из глубоких областей земной коры, его нужно искать в биосфере — в живом веществе, при особых условиях».
Еще Луи Пастер обратил внимание на диссимметрию (неравенство правых и левых изомеров) в органических молекулах живых организмов. Это неравенство получило название «хиральность». Хиральность характерна для соединений нефти. Данные современной изотопной геохимии надежно устанавливают различия изотопных отношений для различных природных соединений. Изотопные отношения углерода (12С/13С) весьма различны в известняках, с одной стороны, углях, нефти и газовых залежей, с другой. Это эмпирические факты, которые не зависят от наших теорий [Г.Б. Наумов]. Система Земли, подверглась системному преобразованию под воздействием комплекса действующих факторов и стала: по В.И. Вернадскому — «планетарной, целостной, биокосной, системой с подсистемами».
«Умирая в остатках своего вещества, в соединениях своего тела живые организмы оставляют диссимметрические структуры, которые иначе отсутствуют в земной коре, а вероятно и на всей нашей планете.
То-есть, в земной коре только жизнь и материальные продукты ее разрушения могут обладать диссимметрией, т. е. возможностью проявления правизны и левизны, их неравенством.
Для живого вещества это его свойство проявляется и в другом явлении, отличающим его столь же резко от косных тел земной коры, как диссимметрия состава тел, строящих организм.
Это — смена поколений в живом организме, размножение, непрерывное создание диссимметричных тел.
Мы знаем, что живое вещество существует миллионы лет без перерыва, что в природных явлениях не существует самопроизвольного его зарождения.
«Принцип (Кюри) - «Onme vivum e vivo» вполне и целиком входит в рамки обоснованного П. Кюри эмпирического обобщения: диссимметрия может быть вызвана только такой же диссимметрией».
«Жизнь отсутствует в земных глубинах, там, где искали генезиса нефтей. Чтобы объяснить в них образование энантиоморфных строений, подобных нефтям, необходимо допустить существование в этих глубинах такой же диссимметричной среды. Явления оптической деятельности углеводородистого минерала при неравенстве правых и левых ее проявлений неизбежно приводит к живому веществу, к единственной физической среде, в которой диссимметрия существует для молекулярных строений, содержащих атомы углерода. Совершенно не понятно, что так долго пренебрегали оптической деятельностью нефтей и что, при создании многочисленных теорий ее генезиса, ее не принимали во внимание» . Необходимо подчеркнуть значение диссимметрии, которое впервые позволяет научно охватить правизну и левизну, столь важные в явлениях жизни, и связать их с принципом симметрии, ибо диссимметрия позволяет бесповоротно решить вопрос о генезисе нефти, о ее связи с явлениями жизни. Образование нефтей — одно из проявлений огромной важности процесса, передачи энергии солнца через живое вещество в глубокие слои планеты. » [академик В.И. Вернадский, 1924].
Изучая историю развития Земли, мы наталкиваемся на факт огромной важности, последствия которого обыкновенно не замечаются: факт постоянства химического облика земной коры, в течение всего геологического времени. Совершенно несомненно, что минералы, образующиеся в течении геологического времени, всегда одинаковы. Всюду и всегда, до архея, образуются те же минералы; нет никакого изменения. Не только нет изменения в самих минералах, но и их парагенезис остается тот же, и их взаимные количества во все времена кажутся тождественными.
Геохимические явления не изменились заметным образом с времен архейских эр. Из этого также следует, что среднее количество и состав живого вещества остались приблизительно одинаковыми в течении всего этого непостижимого по длительности времени. Иначе ввиду значения организмов геохимической истории всех химических элементов ни минералы, ни их соединения не могли бы оставаться все время тождественными.
Таким образом, количество живого вещества по видимому является планетарной константой со времени архейской эпохи, то-есть, за все дление геологического времени» [В.И. Вернадский, 1924].
Под биосферой лежит стратисфера — область осадочных пород.
Биосфера, должна создать в течении хода времени, проявление которого нам доступно в геологической истории Земли, мощную оболочку осадочных отложений толщиной — по исчислениям К. Шухерта в 129.6 км, что составляет чуть больше 2% среднего радиуса Земли.
Наибольшая мощность фрагментарно располагающегося осадочного слоя — 10-12км, а вулканогенно-осадочного слоя — до 14 км.
«Нефти это фреатические тела, генезис которых имеет начало на земной поверхности. Нефти не ювенильные минералы» [В.И. Вернадский, 1924].
Следствие:
Данные положение гарантирует непрерывность процесса генерации углеводородов в системе Земли. КПД системы Земли = 0.93% (В.В. Богацкий, 1986), данный факт свидетельствует о динамическом равновесии и устойчивом развитии системы Земли в пространстве космоса, и подверждает выводы В.И. Вернадского (1924).
«Несомненно, что аналогичное разложение газообразных соединений углерода, в форме твердой пыли, совершается в более глубоких сферах в стратисфере и в метаморфическо геосфере Земли. Здесь, для ряда месторождений графита, есть несомненные указания на их выделение разложением углеродистых газообразных тел, иногда отождествляемые с окисью углерода или с металлическими карбидами.
Мы видим значение этого факта, например, в геологической истории нефтей, природных углеводородов. Но даже оставаясь в состоянии рассеяния, каждая из таких частиц преобразуется в графит или СО2.
В атмосферу постоянно поступают газы, происшедшие и из самородного углерода. Состояние наших знаний о первичных ювенильных углеродистых минералах довольно печальное.
Часть такого углеводорода связывается с неизвестными процессами, происходящими под гранитной геосферой или ее нижней границей — связывается с магмами.
В.Н. Устьяцев