К вопросу о ТЛП...
А.Ф. Грачев отмечает, что, «эффект подслаивания прослеживается до значительно более глубоких горизонтов мантии, чем граница Мохо, как это было установлено для древнего плюма трапповой провинции р. Параны. Здесь низкоскоростная мантийная аномалия, рассматривается как результат деформации плотности, связанной с образованием гигантской интрузии при затвердевании вещества мантийного плюма, имеющая в поперечнике размер до 300 км, прослеживается до глубины в 500-600 км». Такие структуры существующие сотни млн. лет, заставляют усомнится в том, что движение литосферных плит происходит по астеносфере. Многие особенности литосферы Балтийского, Украинского щита в пределах Кавказа , Памира, Анд, Кордильер, Дальнем Востоке России (мощность коры имеет аномальные значения-55км и более), находят логическое объяснение в явлении наращивания коры, связанное с древними мантийными плюмами.
Северо-Атлантический плюм начал развиваться 62-64 млн лет, причем сначала в Западной Гренландии между хронами C25R и C24R (датский-танетский век) в течении 5-6 млн лет, а затем его активность сместилась в Восточную Гренландию, что совпало с отделением Гренландии от Европы 56-57 млн лет в эпоху 24 магнитной аномалии .
Как показали детальные геологические и сейсмологические исследования в районе пролива Скорби, Восточная Гренландия (Ларсен 1992) никаких признаков растяжения, вязанных с образованием платобазальтов, в этом районе не установлено, а вариации в толщине литосферы связаны с пермским рифтогенезом.
По данным Polet and Anderson (1995), глубина корней под Западной Европой и Северо-Западной Африкой-450км., под Северной Америкой (Канада) и Северной Азией-350 км.; под Центральной Африкой и Индией-100 км.; под Южной Африкой и Антарктидой-300 км.; под Западной Австралией и Южной Америкой (Бразилия) соответственно 250 и 200 км.
Один из главных выводов работы Дж. Моргана состоит в том, что мантийные плюмы являются движущим механизмом литосферных плит. Он выдвигает в связи с этим четыре положения:
-почти все мантийные плюмы располагаются вблизи тройных соединений гребней срединно-океанических хребтов, обеспечивая таким образом силу отталкивания, приводящую в движение плиты;
-мантийные плюмы возникают до начала раздвижения плит;
-гравитационные аномалии и высокие отметки рельефа вокруг каждого мантийного плюма предполагают не только проявление вулканизма на поверхности;
-ни срединные хребты, ни глубоководные желоба не способны приводить литосферные плиты в движение.
Имеющиеся материалы указывают на ограниченную роль горизонтальных перемещений плит-блоков земной коры. Процесс диастрофизма протекал в условиях незначительной напряженности тектонических движений (О.М. Борисов 1974). Края геосинклинальной рамы до смятия осадочной толщи в систему линейных складок располагались на 50-100 км от современного положения.
Главным доказательством существования стационарного энергетического центра, располагающегося под Памиром, является тот факт, что за весь период историко-геологического развития, структуры, располагающиеся в данной области, не перешли в стадию платформенного развития.
Английский геолог А.Г. Смит, применивший концепцию плит к Средиземному морю, писал: «Опыт собственных полевых исследований в Греции легко мог бы дать автору возможность указать на противоречия между полевыми наблюдениями и выводами, основанными на модели "новой глобальной тектоники". Однако эти построения должны оцениваться в масштабе 1:10 000 000, как если бы мы рассматривали эту территорию из космического пространства. В таком масштабе многие конкретные противоречия невидимы: например, участок в 100 кв. км., уменьшается до 1 кв. мм. Это тот масштаб, для которого теория тектоники пластин была создана, проверена и является внутренне согласованной. Совершенно очевидно, что она непригодна для более детального масштаба». (Smith, 1971).