Восполнить выпадающие объемы добычи нефти могут не только ТРИЗы и шельф, но и малые месторождения
http://www.angi.ru/news/2829363-%C2%EE%F1%EF%EE%EB%ED%E8%F2%FC%20%E2%FB%EF%E0%E4%E0%FE%F9%E8%E5%20%EE%E1%FA%E5%EC%FB%20%E4%EE%E1%FB%F7%E8%20%ED%E5%F4%F2%E8%20%EC%EE%E3%F3%F2%20%ED%E5%20%F2%EE%EB%FC%EA%EE%20%D2%D0%C8%C7%FB%20%E8%20%F8%E5%EB%FC%F4%2C%20%ED%EE%20%E8%20%EC%E0%EB%FB%E5%20%EC%E5%F1%F2%EE%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%FF/17 СЕНТЯБРЯ 2015/ 13:19
Москва. Для восполнения выпадающих объемов добычи нефти необходимо уделить особое внимание не только капиталоемкому и рискованному, особенно в период санкций, освоению шельфа и разработке трудноизвелкаемых запасов (ТРИЗ), но и работе с многочисленными малыми и средними месторождениями. Такое мнение озвучил советник Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Сергей Ветчинин.
Анализируя публикации в СМИ, посвященные подготовке к заседанию президентской комиссии по ТЭК, которое намечено на конец октября, он отметил, что особый акцент там делается на то, что согласно прогнозам Генсхемы отрасли, «для восполнения выпадающих объемов добычи нефти придется уделить особое внимание работе на шельфе и трудноизвлекаемым ресурсам (ТРИЗ)». При этом, дополняет Ветчинин, приводится статистика, что на российском шельфе в период с 2014 по 2035 год планируется увеличить добычу нефти, несмотря на действие технологических санкций, с 14 млн до 54 млн т, а роль ТРИЗов вполне сопоставима с шельфом: добыча «трудной» нефти должна удвоиться, достигнув 54 млн т к 2035 году.
«Казалось бы, всё отлично – у отрасли есть два масштабных направления потенциального роста, - развивает свою мысль Сергей Ветчинин. – Но, почему, гонясь за этими двумя «журавлями в небе», мы напрочь забываем про «синицу в руке» – про третье направление возможного наращивания мощи отрасли, причем более реальное, чем шельф и ТРИЗ? К тому же, не следует забывать, что Минэнерго в своих материалах к президентской комиссии сделало маленькую, но важную оговорку — доступность шельфа и ТРИЗов при цене нефти $50 за баррель возможна лишь в сугубо теоретическом аспекте. А третье направление у нас, как раз, сугубо практическое и, что называется, «под боком» - это малые и средние месторождения, разбросанные словно горох по всей нашей гигантской стране. И их разработкой занимаются, в основном, некрупные компании».
К слову, в только что законченной Минэнерго редакции Энергостратегии-2035 в будущем именно на малые и средние нефтяные компании и делается ставка в сохранении объемов добычи отрасли. Стратегия призывает к господдержке независимых малых и средних нефтяных компаний. Их роль, по мнению специалистов Минэнерго, будет расти после 2020 г.: «структура запасов углеводородов ухудшится, понадобятся и большая инновационная активность, и эффективность капитальных затрат, и гибкость к изменениям конъюнктуры». Отмечается также, что к 2030 г. независимые малые и средние нефтяные компании могут увеличить добычу нефти в 3,4 раза по сравнению с нынешней, она достигнет 42,8 млн т.
«Таким образом, отдача от малых и средних месторождений, исходя из сравнения приведенных цифр, вполне сопоставима, как с шельфом, так и с ТРИЗ», - делает вывод Сергей Ветчинин. – И не понятно, почему в таком случае, судя по упомянутым публикациям в СМИ, в пакете документов, готовящихся к заседанию президентской комиссии по ТЭК, пока отсутствуют материалы о целесообразности максимального задействования потенциала малых и средних независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК), важность которых отмечена даже в Энергостратегия-2035?»
И всё же оптимистичному настрою в «АссоНефти», защищающей интересы малых и средних ННК, способствует тот факт, что в конце июля глава Минэнерго России Александр Новак во время своей встречи с руководством и активом комитетов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации предложил Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» инициировать совместную с Минэнерго и Минприроды разработку специальной программы развития сектора ННК в России, который представлен, в основном, именно малым и средним нефтегазодобывающим бизнесом.
Конечно, хоть и не в полной мере, но могут, если идеология ГРР будет адекватна геологии этих малых месторождений