Хайдар Галимович, все хорошо, одной дорожкой ходили и на одни грабли наступали. Но есть, но. А это но заключается в том, что дискредитировали линеаментный анализ и, в целом метод структурно-геоморфологических исследований нефтегазоносных территорий, спецы из столичных институтов, которые, как правило, местной геологии не знали, или знали ее в масштабе снимков из космоса. Вот и наворотили они, испещрив всю Землю шрамами линеаментов и кольцевых структур.
А был и другой подход, что называется от печки, когда зная местную геологию, геолог сопоставлял ее особенности с выраженностью в рельефе тектонических структур и давая этим связям толкование, объясняя эти связи историей геологического развития территории и применяя для объяснения морфо-кинематических рисунков динамические (тектонофизические) законы структурно-деформационного развития парагенетических ассоциаций дизъюнктивных и пликативных дислокаций.
Так поступал я, и на Мангышлаке получил серьезные аргументы в пользу достоверности таких связей и необходимости их использования в практике поисков и разведки нефти и газа. Более того, такие связи активно использовались и служили решению сложных задач разведки месторождений нефти и газа в доюрском комплексе отложений с коллектором трещинного типа и резервуарами в карбонатных породах и гранитных интрузиях.
Приведу примеры своих достижений в этой области, они меня радуют и сейчас, понимая, что в развитии этого вопроса наука дальше не продвинулась, потому что после этого периода ренессанса науки и геологии в СССР наступило безвременье и разрушение всего передового на нашем постсоветском пространстве.
1.
Тимурзиев А.И. Обоснование структурно-геоморфологического метода прогноза локальных зон новейшего растяжения. – Советская геология, №1, 1989, c.69-79 (
http://deepoil.ru/images/stories/docs/avtorsk/raboty/txt_B_044.pdf).
Это классическая работа, обобщающая мой опыт работы на Мангышлаке и дающая объяснение глубинным причинно-следственным связям нефтегазоносности структур. Я не вмешивался в Ваш спор с Карповым по роли структур в нефтегазонакоплении; после прочтения этой статьи, думаю, что многие вопросы у Вас отпадут, а аргументы в пользу прибавятся; но Карпов не читает, а, если и читает, то не слышит и не видит. Его проблемы. как сказал Шевченко, человек зациклен на своем, даже если это иллюзия, это моя иллюзия и я с ней никогда не расстанусь, пусть вокруг все перевернется вверх дном.
Вот некоторые выводы статьи, они актуальны и сегодня:
"Таким образом, для локальных структур доюрского комплекса Мангышлака, формирование которых связано с продольным изгибом, основным каналом миграции, обеспечивающим связь с глубинными недрами земной коры, являются зоны растяжения присводовых частей. Для структур образованных по механизму поперечного изгиба (штамповые структуры), проницаемые зоны будут совпадать с периметром блока".
"Привлечение данных о региональных разломах для обоснования каналов вертикальной миграции УВ плохо объясняет локальную связь залежей со структурами земном коры при
значительной протяженности осложняющих разрывов. Как установлено на фактическом
материале, зоны высокоамплитудных структуроформирующих разломов, контролирующих
структуры доюрского комплекса Мангышлака, залечены и неэффективны для фильтрации.
На примере Песчаномысско-Ракушечной зоны нефтегазонакопления показано, что связь с
разломами не является особенностью только продуктивных структур. Структуры с отрицательными результатами бурения характеризуются не меньшей плотностью разрывных
нарушений. При этом отмечаются диаметрально противоположные результаты по структурам,
осложненным одним и тем же разломом (Змеиная - Уйлюк, Южное Карагие - Жиланды, Жaгa -
Оймаша и др.). Последнее усугубляется тем очевидным фактом, что и пределах Песчаномысско-Ракушечной зоны нефтегазонакопления при общем преобладании разрывных нарушений и антиклинальных линии северо-восточного простирания продуктивные структуры образуют линии поперечного северо-западного простирания (Оймаша, Ташкум, Жиланды, Уйлюк, Северо-Ракушечное)".
"При более детальном изучении влияния разломов на характер распределения по площади
залежей и продуктивных скважин, а также на особенности изменения коллекторских свойств
пород обнаруживается, что связь эта затушевывается, а часто отсутствует вообще. Графики
зависимости коллекторских свойств (пористости, проницаемости, эффективной насыщенной
мощности) и нефтегазоносности (дебитов скважин) от расстояния до разломов, осложняющих
площади, по месторождениям доюрского комплекса аппроксимируются двускатном кривой
(показательно-степенная функция вида y = ax
be
cx, представленной двумя противоположно направленными отрезками, пересекающимися в области максимумов параметров па расстояниях, равных половине ширины структур, т.е. в присводовых частях. Таким образом, для залежей УВ в низкопроницаемых коллекторах доюрского комплекса характерна подчеркнуто выраженная независимость эксплуатационных и емкостно-фильтрационных параметров по скважинам от положении их относительно высокоамплитудных структуроформирующих разломов. Более того, скважины, пробуренные в зонах этих разломов, часто оказываются непродуктивными".
А это в опровержение "тектоноблендеров" (как на потребу дня): "Разломы доюрского комплекса в современной структуре Мангышлака представлены не трещинами отрыва, а трещинами скола в комбинации со сдвигом (левым для северо-восточных и субширотных, правым для северо-западных и субмеридиональных простираний). Большинство крупных региональных и практически все глубинные разломы имеют сдвиговую (в физическом понимании) компоненту. Названная структурная черта объясняется С.И.Шерманом (1977 г.) тем, что на глубинах более 5-7 км разрушение материала происходит исключительно благодаря концентрации касательных напряжении. При сдвигах точки, лежащие по разные стороны разрыва, перемещаются без раскрытия трещины (В.В.Белоусов, 1985 г.). Разломы со смещением, как известно, сопровождаются тектонической глинкой, образующейся при разрушении пород в процессе трения стенок трещин в местах проявления тектонических подвижек. Все это неблагоприятно сказывается на проницаемости зон разломов, тем более в условиях всестороннего объемного сжатия, господствующего в подошве осадочного выполнения платформ."
А это в пользу антиклинальной теории: "Возможным объяснением предпочтительного тяготения каналов миграции, коллекторов и залежей УВ к антиклинальным перегибам слоев являются преобладающие здесь условия арочного эффекта. Под аркой из более жестких и плотных слоев менее плотные проницаемые слои могут испытывать значительно меньшее горное давление, чем в синклинальных замках, играющих роль опор для арки. Это должно содействовать усилению проницаемости и гидроразрыву проницаемых слоев в области антиклинальных арок (Г.Л.Поспелов, 1963 г.).
Приведенный вывод математически обоснован в работе М.Д.Белонина, показавшего, что на всех этапах роста поднятия наибольшее растяжение (или сжатие) испытывают породы в приосевой части структур. В пользу того, что свод является наиболее слабым элементом структуры при деформации пород, свидетельствуют следующие цифры.
Эффективное напряжение σ
эф, действующее на скелет породы и оцениваемое разницей геостатического (гравитационного) напряжения и порового давления жидкости, насыщающей пласт, составляет для сводовых частей структур Южного Мангышлака 0,7-0,75 σ'
эф, где σ'
эф - напряжение на крыле. Это означает, что периферические части структур доюрского комплекса (крылья, периклинали) и межструктурные зоны характеризуются эффективным напряжением, а равно и давлением гидроразрыва, превышающим в 1,3-1,4 раза таковые на сводах.
Примечательно, что фактические градиенты гидроразрыва пород в доюрском разрезе в
присводовых зонах со вторичными коллекторами (η = 1,54-1,53) составляют 0,77-0,81 от их
значений в обычном разрезе, не тронутом вторичным порообразованием (η = 2,0-1,9), и близки
расчетным, оцененным по эффективному напряжению. Ориентировка формирующейся при
естественном гидроразрыве пород трещиноватости будет совпадать с минимальной компонентой горного давления, которая может быть как меньше расчетного значения вертикальной составляющей горного давления, так и существенно больше его [5]".
"Таким образом, форма структурного контроля залежей УВ в низкопроницаемых толщах
связана с особенностями фильтрации флюидов и подчинена закону минимальной энергии
(наибольшей проницаемости) и векторности пластовой проницаемости (Г.А.Поспелов,
1963 г.).
Поскольку изменение объема породы при деформации происходит за счет разрыхления пород, связанного с образованием микротрещин и их раскрытием, а объемная деформация обусловливается нормальной составляющей тензора напряжений, следует считать, что
разрушение породы, приводящее к увеличению проницаемости, происходит путем отрыва по
трещинам, нормальным к плоскости действия максимальных растягивающих напряжении в
условиях критического значения предела прочности породы на разрыв. В соответствии с этим
каналами вертикальной миграции флюидов при формировании залежей УВ в низкопроницаемых комплексах могут служить только трещины (зоны) отрыва или другие генетические типы разрывов, находящиеся в условиях действия растягивающих напряжений новейшего времени.
Таким требованиям, как было показано [10], отвечают гипсометрически приподнятые
изгибающиеся участки структур, совпадающие с простиранием локальных осей вектора
максимальных сжимающих напряжений. Теоретически формирование зон растяжения вне
антиклинальных и блоковых структур можно связывать с флексурами, моноклинальными
участками, узкими синклиналями и седловинами. Во всех случаях обязательным условием будет совпадение простирания локальных зон новейшего растяжения с направлением оси максимальных сжимающих напряжений. В условиях преобладающего действия в региональном плане напряжений сжатия (см.Кропоткин) и при локальном характере растягивающих напряжений важнейшее значение в практике нефтепоисковых работ приобретает проблема прогнозирования местоположения и ориентировки зон последних. Решение этой задачи возможно на основе теории деформаций и разрушения пород применительно к конкретным геологическим условиям региона".
А вот обоснование достоверности результатов анализа линеаментов и реконструкций напряженного состояния земной коры: "Исследования механизма образования тектонической трещиноватости показывают, что трещины отрыва всегда перпендикулярны слою, простирание их совпадает с направлениями его падения и простирания, а в поведении трещин наблюдается определенная закономерность по отношению к современным показателям поднятия (М.Д.Белонин, 1970 г.; Л.Д.Кноринг, 1970 г. и др.).
При углах падения пород на крыльях структур доюрского комплекса <5° (60% фонда) и 10°
(90% фонда поднятий) нормаль к плоскости слоя (угол падения трещин) можно считать
субвертикальной. Это позволяет по результатам анализа трещиноватости в плоском сечении
осуществлять реконструкции осей напряжения по классическим законам геометрического анализа. При этом картируемая повсеместно на Мангышлаке мегатрещиноватость рассматривается как отражение новейшей трещиноватости с субвертикальной плоскостью нарушений. Опыт реконструкции новейшего поля напряжений на основе дешифрирования космических снимков существует (В.Е.Гоникберг, 1983 г .). Он показывает принципиальную сопоставимость космоморфоструктурных и сейсмических данных о характере напряжений и деформаций в земной коре Байкальской рифтовой зоны". Дальше демонстрируются такие возможности (это классика!, хотя и не скромно?).
Дальше предлагается методика и последовательность работ по прогнозированию локальных зон новейшего растяжения, которая сводится к следующему. "В контуре перспективной площади выделяется трещиноватость, обусловленная новейшими деформациями. При этом с достаточной эффективностью применяется геоморфологический метод изучения трещиноватости (метод анализа линеаментов). Возможность экстраполяции определенных параметров трещиноватости (простирание, густота) с дневной поверхности на глубину в настоящее время можно считать доказанной (Е.М.Смехов, 1970 г.). Проводится статистическая обработка данных трещиноватости путем построения круговых сферических диаграмм и карт густоты трещиноватости, суммарно для всех систем и по избранным простираниям (учитывая вертикальное падение трещин, можно строить плоские розы-диаграммы). На диаграммах по лучам максимумов выделяют по генетическим признакам системы сопряженных трещин и оси
напряжений σ
3 и σ
1, на биссектрисах острых (70°) и тупых (110°) двугранных углов.
Простирание оси максимальных сжимающих напряжений σ
3 совпадающее с осью структуры, отвечает простиранию локальной зоны новейшего растяжения. Приуроченные к ядерной части свода (в условиях горизонтального залегания шарнира складки) структуры растяжения имеют вертикальные проекции. Ширина их контролируется амплитудой структуры и находится с ней в логарифмической зависимости (рис. 2).
Продолжим.