Уважаемые Николай Михайлович и Ахмет Иссакович!
Позволил себе вклиниться в Вашу дискуссию.
1. Полностью разделяю Ваши точки зрения. Почему? Наверно и скорее всего, Ахмет Иссакович «Дело в размере?». Но! Сам убедился, что от уровня кристаллов, до уровня границ литосферных плит теоретические основы тектонофизики при познании не только парагенетичных дислокаций, но и структурно-кинематических закономерностей размещения и динамических условий образования вещества (от диффузии - перераспределения атомов в кристаллах[по публикациям], до образования месторождений твердых и горючих полезных ископаемых) в земной коре срабатывают. Надеюсь, что опубликуюсь по этому поводу в электронном журнале «Глубинная нефть».
2. Даааа! Ахмету Иссаковичу можно по «белому позавидовать» за возможность применять метод 3Д при выборе мест заложения поисковых скважин на нефть. Однако, полагаю, что к нужной интерпретации данных этого метода он шел «тяжким путем Познания» не менее лет 25.
Давече, один известный Нефтяной Генерал советской закваски на вопрос: «Почему бы Вам, Имярек, не применить в работе метод 3Д?». Он ответил просто: «Нету у меня таких денег…». И вот, нам «лишенцам» - лишенных возможности применить метод 3Д остается работать с КС и прочими методами на Плоскости. Ну, такова Жисть-жестянка…на.
3. Николай Михайлович! У Вас хорошая фактура – полевая. Можно, да и нужно (!) при грамотной геосъемке, привлечении КС и прочей геофизики картировать парагенезисы разномаштабных зон сдвиговых деформаций. Кстати, 1) если Ваш сдвиг в хребтовой зоне, то не исключено, что он может иметь и надвиго-взбросовую составляющу; 2) возможно вы «находитесь» на парагенезисе «сдвиг-структуры растяжения», а мож, «сдвиг-структуры сжатия». Поскольку есть жильное рудообразование, скорее всего первый «случай»; 3) если есть время и «интерес» то «пошарьте» на продолжении Вашего сдвига парагенезис антипода. Должон быть. Но, может сказаться пресловутый «размер», т.е., удаленность антиподов от вашего участка. Решение кинематики сдвига в плоскости и реконструкция полей напряжений – есьмь первый шаг к пониманию тектонодинамических закономерностей размещения и условий формирования рудных залежей. Сложнее, конечно с прогнозом на глубину. Однако, сейчас есть более «легкие» в денежно отношении, по сравнению с методом 3Д. Но сие о будет зависеть от Заказчика…
4. Нас усех могут счесть «чокнутыми», «сдвинутыми» на сдвигах. Однако кинематика всех дислокации в верхних слоях земной коры на границах движущихся и деформационно взаимодействующих меж собой разнопорядковых блоков, «увы» как их не назови (зоны Беньофа, трансформные разломы, рифты, до сбросов, надвигов, чешуй и др.) по физико-механики они- есьмь «сколы» или сдвиги по разному ориентированные в пространстве. Им всем присущи одни и те же поля напряжений и триада парагенетических дислокаций: «растяжения – скола – сжатия». Другое дело, что гравитация вносит свои поправки, а мож, еще что-то..на.
Желаю творчества и Удачи в Ваших Делах!
К сему – Х.Г. Зинатов.
Уважаемый, Хайдар Галимович! Приношу свои извинения, что не смог сразу ответить. В последние дни довольно плотно занимался геофизическими работами на указанном выше медноколчеданном месторождении, наряду с выполнением других своих производственных обязанностей. Это мой первый опыт столь масштабного, и в то же время детального изучения интересного в тектоническом отношении участка путём картирования в его пределах БГФ аномалий. При этом за эту работу мне ещё и деньги платят, хотя и не очень большие. Раньше гораздо чаще приходилось заниматься подобными исследованиями по собственной инициативе и за свой счёт. Но проводил подобные работы и в гораздо больших масштабах на нефтяных месторождениях и целых районов. В частности, кое-какие данные получены мной и по Татарстану, которые очень бы хотелось обсудить и с Вами.
Что касается этого рудного месторождения, на днях, когда обработаю полученные материалы, покажу их и Вам с Ахметом Иссаковичем. Надеюсь, Вы оцените возможности БГФ метода для детальнейшего изучения кинематики и деформаций верхней части земной коры. Полагаю, что в части детальности, производительности и стоимости исследований он не имеет себе равных. Это инструмент для экспрессных исследований, он всегда со мной, как молоток у геолога. Но получаемые результаты позволяют с сожалением оглянуться на малоэффективные огромные затраты, понесённые в прошлом на изучение данного месторождения, глядя на территорию, густо усеянную площадками под буровые скважины. За несколько дней работы здесь мне удалось выработать эффективные приёмы картирования тектонических нарушений, понять природу и механизм формирования даек, имеющихся здесь в большом количестве и, похоже, понял отличительные особенности аномальных зон, связанных с рудными телами, выработал критерии их выделения. Подобных наработок у меня много и по нефтяным месторождениям, но здесь буровые станки буквально "ходят" за мной и ждут, когда я предложу места для бурения скважин. И каждый обнаруженный объект может быть подтверждён в самое ближайшее время.
Полученные здесь результаты окончательно убедили меня в правоте Багдасарова М.В., что "... флюидные системы с нефтью, газом и рудными компонентами едины и разгружаются по разломам из глубин Земли...". Что касается предположенной мной гипотезы сдвига по вершине хребта, более полное изучение тектонических нарушений участка в горизонтальной плоскости "нарисовало" несколько иную картину. Хотя кулисы здесь всё же присутствуют. Надеюсь, по представленным результатам БГФ съёмки Вы поможете мне правильно разобраться в геодинамических процессах данного участка, т.к. я не силён в тектонофизике.