А при чем тут латеральная миграция, Валерий Александрович?
По поводу латеральной миграции, как говориться все уже спето, и... слито.
Только Вы еще только и заблуждаетесь. Читайте (Тимурзиев А.И.
Время формирования залежей как критерий нефтегазоносности локальных структур (на примере Южного Мангышлака) – Геология, геофизика и разработка нефтегазовых месторождений. ВНИИОЭНГ, 2008, №1, с.24-31
http://deepoil.ru/images/stories/docs/avtorsk/raboty/txt_B_50.pdf):
Возраст залежей и вопросы миграции нефти. Возраст (время формирования) залежей через известную формулу (t=s/v) связан (обратно пропорционально) со скоростью миграции (фильтрации) УВ и расстоянием (нефтесборной площадью), преодолеваемым УВ при их концентрации в промышленные скопления. Известны случаи, когда для объяснения уникальной концентрации УВ Саудовской Аравии, исследователи вынуждены прибегать к гипотетическим схемам сбора УВ на площади более 1000 кв.миль (Walter H.Pierce, 1993). Для гиганта Гхавар ими допускается нефтесборная площадь, превышающая площадь штата Массачусетс (27360 км2). Для обеспечения разведанных запасов УВ Саудовской Аравии и Персидского залива требуются нефтесборные площади, превышающие границы НГБ. Учитывая отсутствие до настоящего времени физически обоснованного механизма дальней миграции УВ, давно появились работы (А.А.Трофимук, В.С.Вышемирский, 1976), ограничивающие латеральную миграцию УВ 150 км. Очевидно, что преодоление таких расстояний предполагает длительное геологическое время либо огромные скорости нефтесбора.
Принятый в вариантах гипотезы осадочно-миграционного происхождения (ОМП) нефти механизм вторичной миграции (дальней латеральной миграции под действием сил гравитации и гидравлического напора) предполагает многие десятки и сотни миллионов лет для мобилизации УВ в многомиллиардные скопления с нефтесборных площадей в десятки тысяч км2. В то же время примеры гигантских месторождений в плиоценовых и плейстоценовых отложениях (Минас, Индонезия; Боливар, Венесуэла; месторождения Апшерона, Челекена, Калифорнии и др.), сформированные за последние 1÷10 млн.лет, требуют признания исключительно высоких скоростей миграции УВ, что невозможно объяснить геологически-ми условиями залегания УВ в этих месторождениях и физическими законами пластовой гидродинамики. И хотя сторонники гипотезы ОМП нефти признают молодой возраст многих месторождений УВ (Б.А.Соколов (1989) признает возможность мгновенного в геологическом масштабе времени формирования залежей УВ; по К.Н.Кравченко (2002), «представление о молодости, преимущественно новейшем возрасте Нд месторождений разделяется сторонни-ками обеих принципиально различных концепций»), физически обоснованная модель дальней латеральной миграции УВ не создана.
Расчеты показывают (И.В.Высоцкий, 1982), что для образования скоплений УВ объемом, например, в 25 млн.м3 при максимальной растворимости УВ в десятки граммов в 1 м3 требуется полная смена в ловушке нескольких десятков тысяч объемов воды, насыщенной УВ. Такой процесс сложно представить не только с позиции требующегося огромного количества воды, но и с позиций геологического времени, обеспечивающего этот процесс. Для образования миллиардных запасов миоцен-плиоценовых залежей месторождения Боливар в бассейне Маракайбо (до 4,5 млрд.тн) необходимо допустить полную смену в ловушках не-скольких миллионов объемов воды (циклов водообмена 4,5х10
6). При периодичности один цикл в год скорость миграции УВ с пластовыми водами должна составить: 500 м/сут при плейстоценовом времени формирования (2 млн.лет), 100 м/сут при плиоценовом времени формирования (10 млн. лет) и 40 м/сут при миоценовом времени формирования (25 млн.лет) залежей. Если увеличить расчетный миграционный путь (принят 80 км по размеру месторо-ждения) за счет дальней миграции с нефтесборной площади до 150 км, как допускают А.А.Трофимук и В.С.Вышемирский (1976), эти скорости нужно увеличить почти вдвое: 925 м/сут, 185 м/сут и 75 м/сут соответственно. Чтобы оценить эти цифры, проведем сравнение со ссылкой на О.К.Баженову и др. (2004).
По расчетам С.Г.Неручева в зависимости от наклона и проницаемости, скорости в платформенных областях составляют от 0,34 до 490 км в 1 млн.лет (наклоны в первые градусы), а в складчатых областях (наклоны более 10°) – от 0,7 до 2750 км в 1 млн.лет. В размерности м/сут скорости, рассчитанные С.Г.Неручевым, приобретают значения 9,31х10
-10÷1,3х10
-6 м/сут (для платформенных областей) и 1,9х10
-9÷7,5х10
-6 м/сут (для складчатых областей). Эти цифры в 10
6÷10
9 (для платформенных областей) и в 10
5÷0,5х10
9 (для складчатых областей) раз меньше потребных скоростей миграции для формирования этих залежей (в интервале миоцен-плейстоцен), даже при невероятном допущении многомиллионных циклов водообмена в пластовых резервуарах. Поскольку скорость миграции является функцией проницаемости, которая характеризует фильтрационное сопротивление пород, ее высокие значения (даже при допущении латеральной миграции УВ на 150 км) может обеспечить только проницаемость, превышающая на 10
5÷10
9 порядков типичные ее значения для платформенных и складчатых областей. Понятно, что такую проницаемость и скорость формирования могут обеспечить только зоны разломы, питающие залежи по механизму вертикальной струйной фильтрации УВ.
Вместо заключения. Полученные выводы являются свидетельством необоснованности декларируемого сторонниками гипотезы ОМП нефти тезиса о возможности мгновенного в геологическом масштабе времени формирования залежей УВ. Латеральная миграция и геологически мгновенное формирование залежей УВ понятия несовместимые. Механизм концентрации залежей по схеме латеральной миграции УВ при известных скоростях, ограничиваемых геологическими условиями строения ОБ (уклоны палеоструктурных поверхностей и градиенты давлений, латеральная неоднородность и фациальная невыдержанность пород, низкая проницаемость, гидродинамические барьеры и др. ограничения), запрещает существование крупных и гигантских залежей УВ позднекайнозойского возраста. Возникает парадокс, с точки зрения физических законов латеральной миграцией невозможно объяснить на-хождение нефти в породах кайнозойского возраста. Для формирования гигантских залежей в плиоценовых и плейстоценовых отложениях требуется, чтобы активная миграции УВ началась с мезозойского времени, когда не было ни ловушек, ни покрышек, ни даже генерирующих и вмещающих залежи пород. Это физическое ограничение является веским аргументом в пользу безальтернативного механизма формирования залежей по схеме вертикальной фильтрации УВ со скоростью трещинообразования при сейсмодислокациях (землетрясениях) и по времени, соизмеримом со временем разработки месторождений.
Таким образом, можно утверждать, что строго научно невозможно обосновать существование крупных и гигантских залежей нефти в плиоценовых и плейстоценовых отложениях НГБ мира на основе механизма латеральной миграции УВ для реальных геологических условий строения ОБ. Эта невозможность делает несостоятельной гипотезу ОМП нефти со всей ее геохимической аргументацией. Отсутствует механизм транспорта УВ.